Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Завершился фестиваль "Новое британское кино"


Программа VIII ежегодного фестиваля «Новое британское кино» отличается невероятным разнообразием: от типичного арт-хауса до молодежных комедий, от исторических костюмных драм до документальных фильмов.

«Вера Дрейк / Vera Drake» Майка Ли показывает послевоенную Британию. Женщина с золотым сердцем, уже далеко не молодая Вера Дрейк (Имелда Стаунтон) зарабатывает тем, что работает уборщицей и сиделкой во многих домах, её день расписан буквально по минутам, но, помимо уборки и натирания полов, она находит время и для того, чтобы помогать девушкам, "попавшим в трудную ситуацию", делая подпольные аборты. Она совершает это абсолютно бесплатно, искренне думая, что осуществляет благое дело. С её лица никогда не сходит улыбка, она – душа семьи. В её "медицинском" наборе – тёрка, шприц, мыло и еще пара банальных инструментов. Однако, один раз операция проходит не так, как предполагалось, и девушка получает травму, что дает основания полиции отыскать Веру, арестовать и посадить в тюрьму. За острым подтекстом скрывается целая энциклопедия британских характеров, ведь Вера посещает многие дома: от нищих кварталов до богатых апартаментов. Тем больнее смотрится эпизодический фрагмент об изнасилованной дочери состоятельных родителей, которой на якобы легальных правах делают операцию в богатой клинике.

Помимо подобных исторических и идеально выверенных фильмов, на фестивале можно встретить и небрежные, плохо сделанные работы, называемые «арт-хаусом», Впрочем, если отбросить иронию, то авторское кино Британии довольно сильно, в лучшую сторону, отличается от других европейских работ этого жанра. Имеется в виду показанная в рамках фестиваля картина "Красная дорога / Red Road" Андреа Арнольда.

Как только в начальных титрах «Красной дороги» появляется название студии "Zentropa", становится понятно, что будет дальше. "Zentropa", основанная Ларсом фон Триером, известным режиссером и провокатором (что из этих двух эпитетов - профессия, а что – увлечение, - тот еще вопрос), специализируется на фильмах определенного качества. Это обязательно будет съемка "с плеча", рваный монтаж, секс без купюр и никаких красот. Так и есть: красота района "Красная дорога" сомнительна, в этом продуваемом всеми ветрами блоке живут бывшие заключенные. За ним через многочисленные камеры присматривает сотрудница службы наблюдения Джеки (Кейт Дики), и она внезапно замечает человека, с которым у неё свои счеты. И героиня мстит - системно и довольно жестоко.

То, что британское кино – это не только высоколобое эстетство и остросоциальные драмы, но и развлекательные фильмы, можно доказать на примере молодежных комедий «Попасть в десятку / Starter for ten» и "Я хочу Конфетку / I want Candy". Первая картина (продюсеры – Сэм Мендес и Том Хэнкс) рассказывает о юноше Брайане (Джеймс МакЭвой), который с детства мечтал стать самым умным. Поступив в университет, он ставит перед собой цель выиграть в ежегодной телевикторине "Univercity Challenge". Но, как известно, жизнь в университетском кампусе – это не только постоянная зубрежка, но и "нечто совсем иное". Секс, травка и разнообразный выбор девушек прилагаются. "Попасть в десятку" - это не только типичная студенческая комедия, но и забавная пародия на "спортивные" фильмы, а так как действие происходит в середине 80-х, то саундтрек из песен The Cure, New Order и других примечательных команд того времени делает фильм еще симпатичнее.

«Я хочу Конфетку» правильнее было бы перевести как "Я хочу Кэнди", потому что речь в этой комедии идет вовсе не о сладостях, а о съемках порнофильма со звездой Кэнди Файвуэйз (Кармен Электра) в главной роли. Впрочем, ничего развратного зритель не увидит. Мало того, что это кино о кино (двое студентов киношколы должны во что бы то ни стало снять свою первую дипломную работу, но по финансовой причине им ничего не остается кроме как жанр порно), так еще это можно назвать "британским "Американским пирогом". Следовательно, шутки, связанные с сексом, гомосексуализмом, незадачливыми родителями, глупыми студентами из Польши, гангстерами и стервозными преподавателями прилагаются.

«Взлом и проникновение / Breaking and Entering» - один из тех фильмов, где название говорит о картине не меньше, чем синопсис, и это тоже характерная черта британского кинематографа. Архитекторская фирма, одним из начальников которой является молодой дизайнер Уилл (Джуд Лоу), не успела въехать в только-только отстроенный офис, расположенный в неблагополучном районе King Cross, как помещение ночью взломали и в него проникли грабители, вынесшие всю новую технику. После повторного взлома и проникновения герой Лоу решает устроить засаду и успевает проследить за одним из грабителей. Это подросток, эмигрант из Сербии, чья мать Амира (Жюльетт Бинош) подрабатывает пошивом одежды. К ней и начинает наведываться Уилл, сначала под предлогом ремонта гардероба, а после – из-за возникнувшего чувства и по другим причинам. Когда же Амира узнает о том, что Уиллу известно, что её сын является грабителем, она решает шантажировать архитектора с помощью интимных фотографий. Однако жена Уилла (Робин Райт Пенн) оказывается сильнее, чем думала Амира.

«Взлом и проникновение» повествует о более тонких вещах, нежели история о преступлении и наказании или рассказ о том, что любовь и семья сильнее всего прочего. Проникновение – случайное или намеренное - в частную жизнь чужой семьи, чужой культуры, никогда не останется безнаказанным. Пожалуй, это одна из наиболее ожидаемых картин фестиваля, тем более, что его снял именитый режиссер Энтони Мингелла ("Английский пациент", "Талантливый мистер Рипли"), и ожидания зрителей в какой-то мере оправдались. Хотя от Мингеллы и не ожидали такой камерной работы в духе Кшиштофа Кесьлевски.

Документальная лента «Скотт Уокер: человек тридцатого столетия / Scott Walker: XXX Century Man» продолжает рассказывать о Британии посредством английской музыки, как и программная "документалка" "Live Forever". На этот раз в поле зрения кинематографистов оказывается загадочный музыкант Скотт Уокер, повлиявший чуть ли не на всю культуру Британии, при этом практически не известный широкому кругу зрителей из-за атмосферы таинственности, которой он окружил свою персону. Начав карьеру в начале 60-х как член калифорнийского мальчишеского трио The Walker Brothers, Уокер переезжает в Англию и в 1967 году издал первый сольный альбом. Необычный глубокий баритон и тексты, на создание которых его вдохновляли работы Керуака и Камю, резко выделились среди поп-музыки того времени.

Впоследствии становится понятно, что голос Уокера фактически воспроизвел впоследствии Дэвид Боуи (он же стал продюсером фильма, а визуализация некоторых песен Уокера точно указывает, что над фильмом работали дизайнеры Боуи), его песни стали источником вдохновения для Radiohead, Pulp, Брайана Ино и многих других. Но суть этого увлекательного документального фильма даже для далеких от музыки людей в другом: как человек, полностью принадлежавший поп-культуре, переехав с группой в Британию и попав под влияние европейских традиций, стал совсем другим. Вместо исполнителя баллад Уокер стал основоположником современной индустриальной музыки, в которой нет места мелодиям и гармониям, и в свои почти 70 лет чтимый чуть ли не иконой среди музыкантов. Но есть ли у него зрители? Это вопрос, который остается за титрами фильма.

Стоит надеяться (хотя, нет и причин усомниться), что качество работ ежегодного фестиваля «Новое британское кино» будет так же, как и в этом году, и дальше радовать российского зрителя. А само жанровое разнообразие – это всегда будет только плюс в пику многим мини-кинофестивалям, ставящим во главу угла форму, но не содержание.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz