Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Меря – поэтическая душа народов Поволжья


В Москве, в Молодежном историко-культурном центре «Особняк купца В.Д. Носова», в рамках празднования недели родственных народов состоялся премьерный показ фильма «Овсянки» – призера Венецианского кинофестиваля и обладателя Гран-при Ближневосточного международного кинофестиваля в Абу-Даби, на котором побывала корреспондент Агентства национальных новостей. Организаторами кинопоказа выступили Объединение марийской молодежи Москвы и региональные отделения АФУН РФ в Москве и Московской области.

Главной сенсацией вечера стало присутствие на премьере режиссера картины Алексея Федорченко, автора сценария писателя Дениса Осокина и дочери главной героини фильма актрисы Юлии Ауг – Полины.

Идея нестандартного празднования недели родственных народов организацией кинопоказа фильма «Овсянки» родилась не случайно – эта картина практически открыла в мировом кинематографе финно-угорскую тему. Успех картины на мировых кинофестивалях однозначно свидетельствует: тема эта свежа, не избита и открывает совершенно новые горизонты для осмысления.

Заметим, что «Овсянки» – не первая работа режиссера Алексея Федорченко, посвященная финно-угорской тематике. До этого была картина «Шошо» – о марийских жрецах. А замечательные произведения казанского писателя Дениса Осокина и вовсе проникнуты финно-угорской философией воспевания жизни во всех ее проявлениях. Поэтому и встреча с ними получилась по-родственному теплой и сердечной.

Удивительно, что финно-угры восприняли фильм совсем иначе, чем остальная кинопублика. Те сцены, которые многими критиками были названы «эротическими», для них имели совершенно другой смысл.

О чем поют овсянки?

Прежде всего, о любви. Любви целомудренной и возвышенной, стоящей наравне с такими фундаментальными понятиями как жизнь и смерть. Вопреки мнению многих кинокритиков, увидевших в фильме только эротическую составляющую, картина Алексея Федорченко рассказывает о любви бережно и нежно, с той затаенной светлой грустью, с которым вспоминается о прошедшем большом празднике. Или о сбывшейся мечте.

По финно-угорски сдержанно – языком движений, взглядов, безмолвного любования – фильм рассказывает о празднике тела – роскошного, по-тициановски чувственного, такого земного при жизни – и уже отстраненного, ушедшего в край предков. Соответствующими будут и обряды проводов – главную героиню украшают в последний путь празднично, как невесту. И облегчают ей путь возносящимся в небо чистым и жарким пламенем.

Это не документальное кино и не этнографическое, поэтому бессмысленны споры о том, такими ли были обычаи рассеянного по Руси племени меря. Важно, что зритель чувствует момент поразительного открытия: рядом с матрицей христианского сознания существует и другая матрица – финно-угорская. И в этой матрице женское тело вовсе не несет на себе печать греховности, падения. Напротив, оно прекрасно, божественно и естественно, как естественна река, тихо несущая свои воды. Сравнение женского тела и воды – текучей, все принимающей, все растворяющей, лейтмотивом проходит по всему фильму.

Кадры фильма эстетски изящны – они сами по себе произведения искусства. Напомним, что работа оператора Михаила Кричмана была отмечена на Венецианском кинофестивале отдельной премией «Озелла». Созвучие стихии любви и природных стихий – огня, воды, леса, света и воздуха, рождает в фильме еще одно измерение – вечности.

Нет, речь идет не о главном герое Аисте Сергееве, который по фильму отстучал эту повесть на утопленной отцом машинке и пошел путешествовать по великой мерянской реке Волге. Человек определенно бессмертен – говорит эта картина. Жизнь отдельного человека конечна, но продолжается в тех, кто остался на берегу реки. Кто любит и помнит о любимых.

«Небесные жены луговых мари»

После просмотра картины «Овсянки» гостей финно-угорского вечера, режиссера Алексея Федорченко, автора сценария Дениса Осокина и Полину Ауг приветствовали долгими аплодисментами. Обсуждение фильма вылилось в интересную и жаркую дискуссию не только о фильме. Спрашивали о том, каким образом авторы картины, не будучи финно-уграми, сумели передать в картине сам финно-угорский дух? По словам Алексея Федорченко, все, что нужно было для работы над фильмом, содержалось в повести Дениса Осокина, ставшей основой сценария. Он просто постарался сохранить эту самобытность в своем фильме: «Так, как Денис Осокин, не пишет никто». К тому же, в работе над этой картиной ему очень помог предыдущий опыт с фильмом «Шошо».

Отвечая на вопросы, Алексей Федорченко объявил поразительную новость: съемочная группа кинокомпании «29 февраля» уже в ноябре приступает к новому проекту – фильму «Небесные жены луговых мари». Фильм будет состоять из нескольких новелл – рассказов марийских женщин. В его основе лежит марийская мифология, по которой дочь Бога спустилась с небес к марийскому юноше и стала праматерью этого народа. Неизвестно, ждет ли новый фильм такая же блистательная фестивальная судьба, но интерес к нему уже обеспечен!

Меря живут среди нас!

В рамках показа в особняке при поддержке Общества мерянских краеведов Метs Kuntta состоялось открытие выставки самобытного художника-этнофутуриста Андрея Мерянина «Мерянский космос». Художник утверждает, что он – представитель народа меря, который вовсе не исчез, а вполне мирно проживает и по сей день в деревнях, к примеру, Костромской области. Андрей Мерянин называет свое творчество «обращением к родовым корням» и на его картинах, наполненных мерянской символикой, меря мирно соседствуют со зверями и небесными ликами.

По мнению мерянского художника, которого, естественно, спросили о соответствии фильма ритуальным обычаям меря, фильм «Овсянки» – это не реконструкция исторических обрядов, а утверждение мысли о том, что меря была и осталась на генном уровне в русских верхнего Поволжья и центральной России. Этот фильм про меря – гостя изнутри, и потому, наверное, он затрагивает струны души.

МОСКВА, Елена Минилбаева.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz