Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Миллионер из трущоб": Иван-дурак XXI века


Очень трудно хвалить фильм, восторженные дифирамбы в адрес которого и так звучат со всех частей света. Но невозможно скрыть радость, когда на экране, демонстрирующим киноподелки всех мастей, вдруг возникает настоящее хорошее кино в исконном полузабытом понимании – когда не раскладываешь недостатки и достоинства по полочкам, а просто не можешь оторваться от происходящего. Именно таков новый фильм знаменитого британского режиссера Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб / Slumdog Millionaire», снятый им в соавторстве с индийской коллегой Лавлин Тандан.

Дэнни Бойл, на которого в течение последних двух месяцев буквально пролился дождь из всевозможных кинематографических наград, неожиданно нашел время между торжественными церемониями и появился на московской премьере своей картины. Два года назад, представляя в столице фантастический саспенс "Пекло", режиссер уже поделился с корреспондентом Агентства национальных новостей творческими планами: "А вот в следующем фильме, над которым я сейчас работаю, будет иная ситуация. Съёмки будут проходить в Индии, в Мумбаи. Это город, который можно сравнить с Москвой по энергетике. Его называют город-"максима", как и Москву. Когда я посмотрел на всё, что здесь у вас творится: эти безумные пробки, как весь город бурлит – это очень напомнило мне тот город Мумбаи".

Гора призов от BAFTA (главной в Англии премии Британской академии кино и телевизионных искусств), главная награда Гильдии киноактеров США за лучший актерский состав, победа на "Золотом глобусе", и, наконец, главные номинации на предстоящий в недалеком будущем "Оскар". Этот солидный и далеко не полный список вызывает подозрения в мировом заговоре и поневоле рождает вопрос – нет ли тут очередного соцзаказа на политкорректный плач по нищей стране третьего мира Индии. Вопрос, возможный только в одном случае, – если вы не видели картину. 

Ни одного известного актера (все – местные, Бойл не привез на съемки "варягов" из Великобритании), яркие краски (но никакой благостной Индии с открыток – если Тадж-Махал, то тут же рядом бизнес маленьких мошенников, обкрадывающих западных туристов), многообразие уличных звуков, из которых рождаются настоящие музыкальные хиты (итог – отдельные номинации на "Оскар" за саундтрек), захватывающее повествование о жизни, казалось бы, самого заурядного индийского юноши, работающего разносчиком чая в телефонной компании и, конечно, история любви – вот несколько ингредиентов рецепта хорошего кино от Дэнни Бойла. 

Плюс, конечно, игра "Кто хочет стать миллионером?", знакомая каждому телезрителю, будь то россиянин или индиец. Кстати, отечественные прокатчики проявили недюжинное чувство юмора и пригласили озвучивать роль ведущего игры Дмитрия Диброва, много лет бывшего лицом известного телепроекта в России. "Миллионер из трущоб" вовсе не пытается раскрыть традиционную для киноискусства – старшего брата телевидения – тему власти масс-медиа над умами. Передача, на которую главный герой попадает в качестве игрока, причудливым образом становится основой сюжета – каждый вопрос, случайно выбранный компьютером, оказывается для Джамаля важной главой его жизни, подобной настоящей восточной сказке, только рассказанной новаторским динамичным киноязыком. Совпадение это или нет – предстоит выяснить кровожадным индийским полицейским, мало что слышавшим про борьбу далекого Запада за права человека, зато отлично разбирающимся в том, под какими пытками можно заставить говорить подозрительно удачливого телеигрока, который знает ответы на все вопросы, ведущие к заветной цели ценой в 20 миллионов рупий. 

Порой в эпизоде про индийских беспризорников, вынужденных работать на мафию, контролирующую всех попрошаек города, проглядывает "Время цыган" Эмира Кустурицы. Однако создатели ленты не скатываются к экстремальному антиглобализму балканского гения, избегая социальных обобщений. Бойл уворачивается и от другого очевидного соблазна – прямой пародии на кино Болливуда. По сути автор берет на вооружение вечную фольклорную фабулу с архетипичным героем, которого зовут Иван-дурак (у каждого народа он называется по-своему), и у которого есть и более расторопный брат, и прекрасная невеста, томящаяся в неволе. И показывает, что на самом деле это ультрасовременная история, которая разворачивается в XXI веке.

В "Миллионере из трущоб" Дэнни Бойлу удалось достичь цели, о которой, втайне или явно, мечтает, наверное, любой режиссер – сочетать несочетаемое: сделать фильм, достойный почитания артхаусных ценителей настоящего искусства, и в то же время завоевать любовь массовой публики. Режиссер, известные и даже великие ровесники которого в последнее время занялись бесплодным тиражированием самих себя, давно доказал, что ему не интересно работать в одном и том же стиле. "Трэйнспоттинг", "Неглубокая могила", "Пляж", "28 дней спустя", "Пекло" - в этом списке нет похожих работ, как нет и одинаково удачных. Однако это совершенно разные картины, создатель которых постоянно движется вперед, пробуя новое, и, похоже, с последним фильмом становится режиссером первого ряда из ныне живущих кинематографистов.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz