Как отмечают критики, проходящий сейчас Венецианский фестиваль, второй по значимости после Каннского, больше настроен на отображение современной действительности. Никаких фантасмагорий или метафорик. По мнению одного из обозревателей, «об арт-хаусе или фестивальном кино, здесь, похоже, и вовсе забыли». Об этом можно судить двояко. С одной стороны, как же так: "настоящее кино" — и без арт-хауса? С другой стороны, сейчас время требует максимально приближенного к реальности бытописания. Здесь уже не до хитроумных задумок мировых режиссеров и не до "оригинального" видения происходящего, которое, в большинстве случаев, заканчивается банальной расфокусированной съемкой "с плеча".
Пока многочисленные журналисты размышляют об общей канве нынешнего конкурса, придумав, что главным лейтмотивом фестиваля на Лидо является тема вины (подогреваемого и высказываниями руководства Венецианского смотра), остальные говорят о том, что такой программы давно не видели не только в Венеции, но и в Каннах. Больше 90% из тех 57 фильмов, которые будут представлены на фестивале — премьеры. В основном конкурсе 23 фильма представлены на суд публики впервые.
«В мире не существует другого такого фестиваля, где почти 90% составляют мировые премьеры, и где из мировых премьер на 100% составлена конкурсная программа. Это значит, что продюсеры и прокатчики именно в Венеции решают, какие фильмы будут идти осенью и зимой, как в Каннах решают, что пойдет весной. Канны и Венеция — самые ожидаемые фестивали года», — заявил директор фестиваля Мюллер.
Открылся фестиваль фильмом «Искупление / Atonement» Джона Райта. Одну из главных ролей в этом фильме сыграла Кира Найтли. Закроется фестиваль восьмого сентября картиной "Братья по крови" — триллером гонгконгско-тайваньского производства, дебютным фильмом режиссера Алекси Тан. И это вполне оправдано: если "Искупление" повествует о писательнице, пишущей свои почти детские романтические истории в экстерьерах Второй мировой войны, то "Братья…" доказывает в очередной раз лояльность и большой интерес Венеции к азиатскому кино.
Новый фильм режиссера Брайана Де Пальмы «Отредактировано / Redacted», уже представленный на Мостре, — вовсе не детектив и не боевик. Это малобюджетная ($5 млн для Голливуда считается скромным вложением) лента о войне в Ираке. Что особенно примечательно, фильм состоит не только из кадров, снятых самим режиссером, но и из взятых из интернета роликов.
«Существует много сайтов. Есть видео, снятое самими солдатами. Смонтировано ими же, подложена музыка. А если качество картинки плохое, может, это и лучше, правдивее. Так что моя задача — чтобы люди увидели все это», — говорит Де Пальма.
Помимо «Отредактировано», в Венеции представлен еще один фильм, посвященный войне в Ираке: "Долина Эла / The Valley of Elah" Пола Хаггиса с суперзвездами в главных ролях. Название картины отсылает к Библии: долина Эла — место, где Давид встретился с Голиафом. Отставной военный ветеран (Томми Ли Джонс) пытается разыскать сына Майка, который в процессе поиска оказывается в реестрах как убитый. В розысках помогает детектив (Шарлиз Терон) и Сьюзан Сарандон. Именно эта картина пока лидирует среди остальных претендентов на "Золотого льва", главную награду фестиваля.
Многих удивил режиссер, более известный как актер: Кеннет Брана представил свой новый фильм «Сыщик / Sleuth (вероятное прокатное название в России — "Игра навылет»)". Удивил приятно благодаря сюжету (противостояние двух мужчин из-за одной жещины) и актерам (Майкл Кейн и Джуд Лоу играют на протяжении двух часов — и кроме них в кадре больше никого). А неожиданным было высказывание режиссера, заявившего, что это не римейк аналогичного фильма 1972 г.
Китайский режиссер Энг Ли представил в 30 августа в Венеции свой фильм «Вожделение, осторожность / Lust, Caution (вероятно, прокатным названием фильма в России станет "Порочная связь») о Китае времен Второй мировой войны, полный жестких эротических сцен. Об уровне "шедевральности" новой картины создателя "Горбатой горы" пока не говорят, но то, что Ли вернулся к своей старой методике показа шокирующих сцен, не вызывает у критиков сомнений.
Кстати, о сексе и нетрадиционных ориентациях. Учреждение приза «Голубой лев (Queer Lion)», впервые вручающегося в 2007 г. в Венеции и являющегося специальной наградой за "правдоподобное отображение гей-тематики", дался его инициаторам нелегко. Дирекция Венецианского кинофестиваля размышляла 4 года, прежде чем пойти на такой шаг. Как заявляет председатель жюри "Голубого льва" Даниэль Касагранде, он "не надеется отыскать новую "Горбатую гору", но из 22 участников конкурса и примерно трех дюжин картин, участвующих в других программах фестиваля, есть как минимум 10–12 фильмов, которые могут претендовать на новую премию".
Российское кино тоже не остаётся незамеченным. Пока что посетители Венецианского кинофестиваля приходят в себя после показанного вне конкурса фильма Алексея Балабанова, представившего в программе «Авторское кино» свою последнюю ленту "Груз 200", по свидетельству очевидцев, жестокую настолько, что во время просмотра в течение всего показа в зале, видевшего в Венеции всякое, царила гробовая тишина. Впечатление оказалось настолько сильное, что продюсеры даже запланировали новые непредусмотренные показы, поскольку картина вызвала определенный фурор. Остается только спросить у российского отборочного комитета: если уж фильм настолько нравится зрителям, почему его не выставили в свое время как кандидата в основной конкурсной программе? Только из-за того, что это давно не премьера?
До первого показа российской картины, работа Никиты Михалкова «12», осталось три дня. Этот фильм — римейк ленты Сиднея Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Впрочем, сам режиссер называет "12" не римейком, а переосмыслением. В оригинальной ленте, напомним, присяжные решали судьбу мексиканского подростка, обвиненного в убийстве своего отца. В "12" такое же количество присяжных изучают дело чеченского мальчика, подозреваемого в убийстве приемного отца — русского офицера.
В копилку нашего кино можно отнести и почетные награды 64-й Международной выставки киноискусства: уже была названа премия российскому кинорежиссеру Александру Сокурову. Награда носит имя Роберо Прессона, французского мастера, известного своим трепетным отношением к проблемам веры и морали, и вручается непосредственно от высших чинов Ватикана. Премия сопровождается формулировкой «За вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанные поиски вечного». Ранее в этой престижной номинации были отмечены такие крупные художники кино, как Вим Вендерс, Мануэль де Оливейра, Тео Ангелопулос и другие. Премию вручит лауреату Патриарх Венеции Его Высокопреосвященство кардинал Анджело Скола в отеле "Эксельсиор" на острове Лидо 6 сентября.
К череде внеконкурсных событий можно добавить и бурное празднование, посвященное 25-летию одного из самых знаменитых фильма Скотта — «Бегущий по лезвию бритвы». Режиссер представляет отреставрированную и оцифрованную версию картины, куда включены не попавшие в оригинальный вариант сцены. Во время многочисленных интервью, данных Скоттом в эти дни на Лидо, режиссер громогласно заявил о том, что научно-фантастическое кино как таковое уже давно умерло и возрождать его нет смысла. На ум сразу приходит мудрый, снятый в эталонном стиле "Пекло" Дэнни Бойла, но, вероятно, создатель "Чужого" не часто смотрит европейское кино.