Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Финчер Всемогущий рассказал свою "Загадочную историю Бенджамина Баттона"


Российский зритель может познакомиться с одним из самых странных и увлекательных фильмов последнего времени. Номинант на 13 «Оскаров» "Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button", снятый по крохотному рассказу Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда главным визуалистом и перфекционистом современного Голливуда Дэвидом Финчером, с Брэдом Питтом в главной роли еще раз доказывает: для 46-летнего режиссёра нет ничего невозможно. Даже повернуть время вспять.

Рассказ Фитцджеральда о человеке по имени Бенджамин Батон, который родился стариком в начале XX века и с ходом времени не дряхлел, а, наоборот, только молодел, занимает не больше 15 страниц. Но в умелых руках сценариста Эрика Рота и режиссёра Дэвида Финчера маленькая вроде бы литературная шутка превратилась в эпик грандиозного масштаба. При этом достаточно продолжительный хронометраж (почти три часа) не делает фильм тяжёлым или неподъёмным: он смотрится легко, с интересом, даже больше: иной зритель может невольно обнаружить себя сидящим в кинозале в совершенно нелепой позе, с вытаращенными глазам и раскрытой от удивления челюстью.

В первую очередь это касается поклонников Дэвида Финчера. После того, как он снял "Бойцовский клуб", режиссёра почему-то занесли в ряды арт-хаусных кинематографистов. Эта странная точка зрения на творчество Финчера не раз служила ему плохую службу. Фанаты никак не могли ему простить работы, сделанные в лёгком жанре (вроде герметичного триллера "Комната страха"). Но стоит только вспомнить, что начинал-то он и вовсе с рекламы и видеоклипов для Мадонны, Aerosmith, Джорджа Майкла и прочих предводителей современной поп-культуры.

Если освежить память, то в его небогатой фильмографии присутствуют все популярные киножанры, и каждый его фильм отличается от другого темпом, настроением и уникальной постановкой кадра. Учитывая, что в его багаже не так много кинокартин, то можно вспомнить все поимённо: скай-фай ужасник "Чужой 3", настоящая жесть про поимку маньяка "Семь", конспирологический нуар "Игра", сатирический антиглобалистский гимн по Чаку Паланику "Бойцовский клуб", вышеупомянутая "Комната страха" и тяжелое исследование одержимости "Зодиак". Всё. Не так много, чтобы ставить диагноз, но именно нежелание Финчера выбрать какой-то один жанр и следовать каким-то одним и тем же правилам и канонам всегда подогревало любопытство поклонников.

Российские любители творчества Финчера снова могут быть вознаграждены. Его "Бенджамин Баттон" снова не похож ни на одну из его прошлых работ. То есть он по-прежнему экспериментирует с передовыми компьютерными технологиями, по-прежнему снимает Брэда Питта так, как его не снимает никто, но всё остальное – это одно большое (и приятное) "но".

"Зодиака" Финчер снимал несколько лет, добиваясь с маниакальной настойчивостью (абсолютно похожей на одержимость главных героев) идеальной картинки и полного правдоподобия. Однако, "Баттон", весь нашпигованный спецэффектами, снимался чуть больше года. Никогда напрямую не обращавшийся к исторической теме Финчер снял именно исторический эпос, охватывающий эпоху с 1918 года до наших дней. Никогда не акцентировавший внимания на любовной линии, режиссёр снял фильм именно о любви, а молодеющего с годами персонажа Питта использовал, скорее, как каркас для сюжета. Совсем любопытно, что это первый фильм режиссёра, в котором нет ни ужасов, ни зубоскальства, а больше нежности и, что уже просто из ряда вон, в новой картине достаточно большой процент тонкого юмора.

Хотя история Бенджамина Баттона формально весьма далека от шуток. Родившийся младенец со всеми внешними признаками 80-летнего человека с диагнозом "старческий маразм" – зрелище не из приятных. Тем интереснее наблюдать за реакциями людей, которые видят это – не побоимся слова – чудовище. Первым его жилищем по иронии судьбы стал дом престарелых, хозяйка которого приютила подкидыша. Вообще, Финчер не скупится на аллегории. Есть метафоры "в лоб": всё, что связно с часами и временем, Есть и тончайшие, и грациозные: так, фильм начинается с показа россыпи пуговиц ("Баттон" по-английски значит "пуговица". Можно ли придумать более изящную метафору старения и взросления?).

Время идёт, Бенджамин молодеет день ото дня. Не покупайтесь на легенду о том, что Брэд Питт сыграл персонажа во всех возрастах. На каждом определенном этапе главного героя играли разные люди, просто кастинг получился точный и филигранный. И неизбежно настала для пора любви, когда Баттон встречает юную танцовщицу Дейзи (балерину во взрослом состоянии играет Кейт Бланшетт). И пока он превращается в красавца, каким зритель может помнить актёра по ранним работам вроде "Знакомьтесь, Джо Блэк", Дейзи оборачивается дряхлой старушкой. Весёлого в этом мало, но по-другому быть не может.

Разумеется, фильм не такой уж и идеальный. Порой картина висит на волоске, чтобы не впасть в "Форреста Гампа", что не странно: сценарист Эрик Рот в своё время работал над известной лентой Роберта Земекиса, но, слава богу, не впадает и продолжать изящно выводить свою тонкую линию о смерти и жизни, времени и вечности. Нельзя сказать, что спецэффекты вышли на все 100%, но, вероятно, Финчер не ставил перед собой задачу снять фильм о чудесах компьютерной графики.

Есть ещё странная дислокация Баттона, когда он по сюжету работает моряком, - это долгие ночи в Мурманске. Грязная гостиница "Зимний дворец" с пьяными матросами, водкой и чёрной икрой прилагаются. Зачем сорить штампами про "Россию в снегах" - непонятно, но хоть медведи не шляются по улицам, и на этом спасибо.

Неизвестно, получит ли своего "Оскара" Дэвид Финчер (а он хоть что-нибудь, да обязательно возьмёт), но есть тайная уверенность, основанная исключительно на интуиции, что снимает он фильмы вовсе не ради наград.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz