Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






В Театре Наций прошли премьерные показы "Калигулы" в постановке Някрошюса


31 января и 1 февраля Государственный Театр Наций представил спектакль "Калигула" по Альберу Камю. Это уже повод для того, чтобы назвать это первой театральной сенсацией 2011 года. Но есть и другие причины для привлечения внимания московской театральной общественности: главную роль сыграл сам худрук Театра Наций Евгений Миронов, а постановщиком выступил один из самых известных и востребованных театральных режиссёров мира литовец Эймунтас Някрошюс.

"Калигула" - это уже вторая работа Някрошюса с русским артистами. В 2002 году он уже поставил "Вишнёвый сад" А. П. Чехова с  Людмилой Максаковой, Ириной Апексимовой, Владимиром Ильиным, Алексеем Петренко,  Игорем Гординым и другими звёздами сцены и экрана, включая Евгения Миронова в роли Лопахина. Впрочем, тогда все говорили не только о "дрим-тим"-составе спектакля, но и о его продолжительности: в первоначальной версии "Вишнёвый сад" Някрошюса шёл около 9 часов, и это никого не отпугивало, а, наоборот, привлекало.

Идея поставить "Калигулу" возникла у Эймунтаса Някрошюса несколько лет назад. Главная роль изначально была отдана Евгению Миронову – художественному руководителю Театра Наций. В прошлом году прошли кастинги на остальные роли, а первые репетиции режиссёр провел в сентябре в Вильнюсе. Работа над спектаклем продолжилась уже в Москве со второй половины декабря. В ожидании нового здания Театр Наций представил премьерные показы в зале Дворца на Яузе.

Пьеса Нобелевского лауреата, Альбера Камю, основой для которой послужила четвертая книга сочинения Светония "Жизнь двенадцати цезарей", впервые была поставлена в Париже в 1945 году с Жераром Филипом в главной роли. В России "Калигулу" ставили неоднократно: за пьесу в разные годы брались Андрей Житинкин, Валерий Белякович,  Пётр Фоменко, Юрий Бутусов.

В "Калигуле" Эймунтаса Някрошюса актёры четко следуют выстроенной графике спектакля. Что неудивительно: режиссёр привычно в очередной раз поражает точностью и изыском филигранно выстроенных мизансцен. Сценография также привычно минималистична. Пространство организовано при помощи шифера - из этого, обычного на первый взгляд, материала, создано практически всё: ширмы, стены, троны, чемоданы и даже Триумфальная арка. Костюмы художника Надежды Гультяевой лаконичны по форме, преимущественно тёмного цвета и только Калигула – в алом, ближе к концу облачаясь в чёрный.

Главную роль, жестокого тирана и философа Калигулу, исполнил Евгений Миронов. На сцене Миронов вступает в спор с законами гравитации, точно так же, как Калигула, – с нормали человеческой морали. Сложнейшие пластические элементы и акробатические трюки приближают артиста к своему персонажу  – Калигуле. Живя на гране человеческих возможностей, Миронов - Калигула с каждой сценой всё сильнее и сильнее натягивает струну происходящего, доводя до абсурда и ужаса действия своего персонажа.

В остальных ролях заняты такие звёзды, как Мария Миронова, Игорь Гордин, Алексей Девотченко. Четыре часа тринадцать действующих лиц разыгрывают пьесу Альбера Камю, вновь задавая вопросы власти, чести, долга, любви, свободы, быта и бытия, не теряющие своей остроты и сегодня.

И зрители – особенно те, кому привычен язык Някрошюса – не тяготятся фирменным ритмом повествования литовского режиссёра. И нельзя не отметить актуальность "Калигулы" здесь и сейчас. Реплики "императоров хватает, а вот личностей не найти" или рассуждения Калигулы, что для наполнения казны нужно патрициев "казнить в порядке свободного списка", говорят сами за себя. Впрочем, в данном случае важен не столько текст, сколько само появление этого спектакля на афишах театральной Москвы  

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz