Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Юленька" в школе играла в гестапо. Зверски замучены все...


На российские экраны выходит фильм, который острословы уже назвали «Детство Юлии Тимошенко», и даже ходят слухи о нелегком пути к разрешению картины для проката на Украине. Режиссер Александр Стриженов, который раньше баловался легкими комедиями, вдруг снял жутковатый хоррор "Юленька", и, кажется, у него получилось по-настоящему напугать зрителей.

Молодой филолог, по совместительству педагог, Белов (Марат Башаров) везет свою горячо любимую женщину-астматичку (Оксана Лаврентьева) и ее дочку Настю к свежему воздуху в горы. Переплыв через реку с помощью местного Харона (в "Юленьке" непозволительно много для триллера мифологии), они попадают в удивительно сказочное место, где у берега отдыхает утопленник; где завуч (Ирина Купченко) склонна к произнесению революционных пламенных речей и немецкому языку, а школа, куда Белова распределяют как преподавателя и классного руководителя, производит странное впечатление.

Кругом одни женщины или девочки, но это объясняется тем, что здесь по-модному женская гимназия. Школьницы – все сплошь монстры с детскими лицами. Женщины – все сплошь неудовлетворенные гражданки. Дети на линейке ходят под гром барабанов, почти как паркеровские молотки из "Стены". Девочки на вопль: "Что происходит?" - или загадочно молчат, или заявляют, нагло глядя в глаза преподавателю: "Вы все равно никогда ничего не узнаете". В это время в местном морге следователь (Стриженов) натыкается то на один странный труп, то на другой: у кого-то обезображено лицо, у кого-то зверски выдернут позвоночник.

Когда Белов приступает к работе в школе, его ждет "бонус": совсем недавно в принятом под его руководство классе из окна выбросилась девочка. Теперь ее место в классе считается проклятым, и именно на него по незнанию сразу садится дочка Белова.

На всем этом "радостном" фоне выделяется не по годам умная девочка Юленька со страшными взрослыми глазищами. Она – вундеркинд. По свидетельству врачей, такие долго не живут. Впрочем, сама Юленька об этом тоже знает, поэтому "жить торопится и чувствовать спешит". На все вопросы по подозрению в злодеяниях она отвечает: "Я просто хотела, чтобы мама была счастлива".

Продюсеры очень зря в трейлере, который вовсю крутится по телевизору, раскрывают одну из главных загадок. Да, Белов в один из вечеров оступается и поддается чарам Веры (Анна Казючиц), мамы Юленьки. Одна простая человеческая ошибка – и назад дороги нет. Юленька будет использовать все способы для маминого счастья. Шантаж, запугивание, поджоги, вранье – все средства хороши. Под раздачу попадают все: как белочки с рыбками, так и дети с взрослыми. Но неожиданно наиболее страшной Юленька становится тогда, когда она начинает говорить с Беловым на "ты", резко в лоб, оперируя взрослыми понятиями вроде "война" или "ты тоже умрешь".

Главную загадку, впрочем, создатели не раскрыли в роликах, мы тоже воздержимся. Но невозможно удержаться от похвальных слов в адрес оператора Артура Гимпеля, создавшего очень красивую холодную картинку, и режиссера Александра Стриженова, который совершенно неожиданно вдруг удачно вторгся в пространство типичного жанрового кино, которое у нас ну никак не хочет получаться, будь ты хоть трижды Михаилом Хлебородовым.

Да, фильм ужасов в "Юленьке" - не просто жуть, он расплывчат и временами шатается. Сначала зритель может обреченно вздыхать: опять главному герою мерещится мертвая девочка, "которая хочет что-то сказать" – значит, жди очередную попытку отечественных кинематографистов снять j-horror с умершими детьми. Пару лет назад такая попытка была в виде "Мертвых дочерей", которую убила уже на 10-й минуте страсть создателей к красивости и стильности, а не к самой истории.

Потом выясняется, что это вовсе не "I see dead people", это в какой-то мере детектив. И уже с середины фильма в голову начинают лезть самые разные аналогии. Если оставить в покое Дэвида Финчера, взорвавшего когда-то мозг всем, не только отечественным кинематографистам, то из-за одного угла выглядывает "Факультет", только не смешной. Из другого – и вовсе "Чучело" Ролана Быкова, но ближе всех, пожалуй, - "Омен" 1976 года. Дети, в глазах каждого из которых сидит дьявол, - это беспроигрышный вариант для создания настоящего ужаса. Где Стриженов набрал таких "небесных созданий", он пытался объяснить журналистам, но все-таки, кажется, он чего-то не договаривает.

Сценарий хотели в свое время прибрать многие режиссеры, включая Лунгина, но достался он в итоге Стриженову, который показал себя в деле как настоящий профессионал. Еще один удивительный момент – это музыка. Музыка больших форм, нагнетающая и без того сильное напряжение. Композитором стал Аркадий Укупник; впрочем, для тех, кто "в теме", это вовсе не сюрприз. В среде профессиональных музыкантов Укупник – это не "Я на тебе никогда не женюсь", а настоящий музыкант. Мурашки по коже заставляют признать этот факт.

Еще одна странность фильма – это выбор продюсерами даты выхода "Юленьки" на большие экраны страны. Картина, где девочки не без помощи старших гражданок кромсают на колбасу мужчин, выходит накануне 23 февраля. Продюсер фильма Ренат Давлетьяров сказал следующее: "Это нормально для мужчины прийти на это кино в День защитника Отечества вместе с женщиной, чтобы та смогла по окончанию фильма сказать: "Смотри, сука, что бывает с теми, кто ходит на сторону". Спасибо, что предупредили.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz