"300 спартанцев" обижают иранцев в кино и в реальности
Иначе, как «весенним обострением», нельзя назвать ставшие чуть ли не традиционными в период с марта по май религиозные скандалы на пустом месте, связанные с лидерами американского кинопроката. Ровно год назад весь мир ополчился против приключенческой ленты "Код Да Винчи" за несколько месяцев до выхода фильма.
Вот и сейчас, не прошло и недели, как фильм «300» (российское прокатное название "З00 спартанцев") взял сокрушительную кассу (более $70 млн при общем бюджете $65 млн) в первый же уик-енд, как ещё не видевшие ленту иранцы готовы проклясть всю съёмочную группу и конкретно режиссёра Зака Снайдера.
В этот раз даже не приключенческий, а почти нарисованный фильм оскорбил иранские власти. Советник президента Ирана по делам искусства Джавад Шамгадри назвал картину «частью американской психологической войны против иранской культуры». А официальный представитель правительства Исламской Республики Голямхосейн Эльхам заявил об "обширной культурной агрессии против Ирана", в полной мере отразившейся в этой ленте.
В фильме рассказана история о героическом подвиге спартанского царя Леонида и его небольшой группы воинов, которые несколько дней удерживали в узком горном проходе Фермопилы многотысячную армию персов.
Реакцию Тегерана в отношении «300» можно назвать только абсурдной. Во-первых, сам фильм в иранский прокат не вышел, значит, иранская общественность ознакомилась с "300" благодаря пиратским копиям, по которым нельзя оценить потрясающий визуальный ряд. Ведь сама картина была снята в модной эстетике без единого реального экстерьера. Артисты играют на фоне зеленого задника, а художники потом уже добавляют элементы пейзажа, раскрашивают и подсвечивают картинку, создавая уникальные в красочном смысле кадры.
Во-вторых, автором фильма считается не только бывший клипмейкер Снайдер, снявший до «300» один полнометражный фильм, расхваленный критиками римейк "Рассвета мертвецов" (тоже, кстати, снятый, хоть и кровожадно, но очень красиво). В авторы можно вписать и Фрэнка Миллера, по комиксу которого был снят фильм. Причём дотошность, с которой создатели фильма отнеслись к творению Миллера, поражает воображение: на официальном сайте картины приведены примеры для сравнения, где можно увидеть, что фотографии фильма почти полностью совпадают с рисунками комикса. По сути, Фрэнк Миллер нарисовал раскадровку фильма.
Сама графическая новелла, как называют в Америке комиксы для взрослой аудитории, была выпущена ещё в 1998, награждена премией Эйзнера (специальная премия для авторов комиксов) как «Лучшее коллекционное издание», "Лучший автор" и "Лучший колорист". Вот тогда бы Иран и мог бы обидеться. Да и вообще, Тегеран мог бы оскорбиться и раньше. Мало того, что сам сюжет об этой битве при Фермопилах известен ещё с незапамятных времён, так по мотивам легенды в 1962 году уже был снят американский полнометражный фильм "300 спартанцев", на который тогда никто обижаться и не думал.
Несколько сотен граждан Ирана поставили свои подписи под размещенным в Интернете обращением к авторам фильма, в котором назвали его «фальшивым и искажающим действительность». Теперь можно точно знать, сколько человек в Иране смотрит контрафактные копии фильмов.
В заключение необходимо сказать, что обиды обидами, но «300 спартанцев» являются значимым событием для всей киноиндустрии. Технику наложения живых актеров на нарисованный компьютером мир уже использовали в "Небесном капитане и мире будущего". Наиболее ярко этот приём был испробован в прошедшем два года назад "Городе грехов", тоже снятого по комиксам Фрэнка Миллера, режиссерами которого стали Роберт Родригес и Квентин Тарантино.
«300 спартанцев» выходят на экраны России 22 марта. Если, конечно, какая-либо религиозная община, вроде приснопамятных по тому же "Коду Да Винчи" или концерту Мадонны хоругвеносцев, не обидится на оскорбительный вид персов.