Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Вверх": выше некуда


«Вверх / Up» Пита Доктера, выходящий на большие экраны, – юбилейный 10-й анимационный фильм студии Pixar, подарившей миру "В поисках Немо", "Суперсемейку", "Рататуй", "ВАЛЛ-И" и прочие революционные мультфильмы. Несмотря на то что "Вверх" явился чуть ли не самым бесхитростным, простым и полностью предназначенным для детей, это не помешало ему открыть последний Каннский кинофестиваль.

Студия Pixar вспомнила, что является подструктурой Disney, и решила снять - наконец-то -  детский фильм. То есть безо всякой любовной робототехники, семейных сцен, отсылок к шедеврам мирового кинематографа вроде "Титаника", "Огней большого города" или "Касабланки" и прочих непонятных детскому взгляду аллюзий и скрытых смыслов.

Хотя, конечно, назвать детским фильм, прелюдией которому служит история про романтические мечты о далёких путешествиях в детстве, увядающие и умирающие в прямом смысле слова, то есть сюжет о человеческой смерти, трудно. По-хорошему, так и вообще для начала, как всегда, зритель увидит забавную короткометражку о любви облака и какой-то птицы (не то цапли, не то журавля, не то "бекасика") – зачин не по-детски вызывающий. Впору поклонникам "ВАЛЛ-И" и прочих "рататуев" ожидать очередную грандиозную притчу, претендующую на звание "великой", но нет, дальше всё будет не в меру радостно, живо, цветасто и задорно.

Итак, когда Карл был маленьким, его героем был путешественник Чарльз Манц, который как-то пообещал найти какого-то сверхредкого бекаса и сгинул навсегда. Случайное знакомство с девочкой Элли, тоже живущей в мечтах о далёких странствиях, вылилось в любовь, взросление, свадьбу, долгие годы вместе, и, как было выше сказано, смерть Элли от старости. Так 78-летний Карл Фредриксен (его озвучивает у нас Армен Джигарханян) остаётся один: ворчливый, вредный, сам такой же скрипучий и ветхий, как и его дом, который собираются сносить современные строители, "мистеры смиты" в касках.

Но упрямый дед не сдаётся. Даже случайное повреждение его почтового ящика он расценивает как вторжение в личную жизнь и посягательство на его собственность. В дом престарелых он явно не собирается. Теперь воздушные шарики, которыми он когда-то торговал, помогут ему: он привязывает тысячи шаров к своему дому и улетает туда, куда мечтал попасть всю свою долгую жизнь, в Южную Америку. Мешает ему одно обстоятельство: вместе с ним летит девятилетний  Рассел из отряда Юных Следопытов, случайно оказавшийся в его доме.

Дальше начнётся, по аналогии с "великим немым", "великое цветное": приключения, веселье изо всех щелей, удивительные даже по мультипликационным меркам трюки, встречи с самыми разными персонажами (от говорящих через специальный прибор в ошейнике собак до злого и коварного Манца). Фильм снял Пит Доктер, создавший "Корпорацию Монстров". Как и в "…Монстрах", в "Вверх" прекрасные диалоги и восхитительный экшн: от гонок по парящему цеппелину так же захватывает дух, как и от погони на конвейере дверей Корпорации почти десятилетней давности.

Все фильмы Pixar всегда требовали какой-то аналогии. "Вверх" аналогий не требует, даже сознательно не хочет, чтобы её искали, фильм-то детский. Но и здесь невозможно не заметить подмигиваний, ведь это ни что иное как "Волшебник из страны Оз". Старик Карл, как Дороти, улетает из-за урагана особого свойства (за смертельный ураган здесь отвечает промышленный рост больших городов) с Тотошкой-юным следопытом. А в Оз – помимо друзей (птица Кевин и собака со смешным именем Даг) - ещё и злой волшебник Манц со своими зубастыми приспешниками.

"Вверх" недаром стал фильмом открытия последнего Каннского фестиваля, сделав, таким образом, маленькую революцию: никогда ещё главный мировой кинофорум не открывал мультфильм, да ещё и в формате 3D (да ещё и детский). Дело не в том, что это юбилейный 10-й фильм Pixar. Самые высоколобые кинематографисты таким образом решились признаться самим себе, что продукция диснеевской студии – это не игрушки, это такое же волшебство, как и фильмы Чаплина, Феллини, Уэллса, Хитчкока и прочих классиков. Почему такой чести удостоилась "Пиксар", а не DreamWorks Animation Studio – вопрос, требующий многотомного разъяснения.

В этом смысле "Вверх" - квинтэссенция мастерства в Pixar. Два десятка лет профессионалы наблюдали за ростом техники создателей трёхмерных мультиков. Особенно показателен альманах короткометражек, вышедший несколько лет назад, созданных под руководством главы "Пиксар" Джона Лассетера, где можно проследить путь от создания простейших объектов до сложнейших человеческих лиц и эмоций. С большим метром то же самое: началось всё с простых игрушек, потом – создание меховых покрытий, где движется каждый волосок, потом – движение под водой, потом – огнетушители в невесомости.

Вроде бы всё уже изучено, показано, сделано, итоги можно увидеть в "Вверх". Самый яркий и красивый (разноцветные шарики, яркое небо, ландшафты Южной Америки), технически точный (собаки Мунца – отдельный шедевр, а каждый из 20 622 шариков создавался отдельно), с текстурой высшего пилотажа (потёртый пиджак Карла, щетина, перья Кевина, шерсть Дага) и, наконец, человеческие образы (впервые шарж и реалистичность слились наиболее точно) – "Вверх" отчитался за Pixar по полной программе. Плюс ещё и то, что "Вверх" - первый фильм студии, который надо смотреть в 3D-формате.

Что дальше? За дальнейшее можно не беспокоиться. Говорят, что скоро в Pixar снимут первую рисованную анимацию, а также первый художественный фильм – в конце концов не на одной же трёхмерной анимации держится мир. Во всяком случае, как говорится, отныне мир никогда не будет таким, как прежде.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz