Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






С автографа Айвазовского началась коллекция Художественного музея Самары




Накануне юбилея в музее активно ведется исследовательская работа, которая дала неожиданные плоды: из архивов извлечена фотография Айвазовского с автографом живописца и небольшим карандашным наброском. Раритет датируется 1883 годом, в то время как годом создания коллекции музея считается 1897-й. Так что фотографию можно вполне считать отправной точкой коллекции музея.

В книге Владимира Володина «Из истории художественной жизни города Куйбышева» воспроизведено письмо Ивана Айвазовского к городскому голове Петру Алабину от 25 февраля 1883 года: "Вследствие почтеннейшего письма вашего … имею честь препроводить к Вам портрет мой с собственноручной надписью и небольшим карандашным наброском. Вместе с тем покорнейше прошу Вас передать Самарской городской думе искреннюю мою признательность за лестное внимание к моей скромной художественной деятельности, выразившееся в лестном для меня предложении поставить портрет мой в зале Самарского музея… О получении портрета покорнейше прошу уведомить меня, адресовав на мое имя в город Феодосию".

Ценность фотопортрета в том, что на нем живописец сделал маленький набросок (4 на 5 см) на любимую тему – море и корабль. Но коллекция Самарского музея включает четыре полотна Айвазовского, лучшим из которых считают «Утро в Гурзуфе» - маринист изобразил на нем Пушкина и Марию Раевскую на берегу Черного моря. И для музея важна не столько фотография сама по себе, хотя дарственная надпись и миниатюра одного из самых популярных русских живописцев дорогого стоит (во всех смыслах выражения), а то, что документ проливает свет на историю коллекции Художественного музея.

Дело в том, что «культурные» мероприятия стали активно проводиться в Самаре только с 1889 года. Толчком послужила выставка передвижников. Работы Брюллова, Клодта, Маковского, Мясоедова, Поленова, Савицкого, Шишкина за несколько дней посмотрели две тысячи триста человек из 90 тысяч, живших тогда в Самаре. Это огромная цифра даже для сегодняшнего города-миллионера.

А коллекция музея, как всегда считалось, была основана в 1897 году купцом и художником Константином Головкиным. Именно в это время в Публичном музее был создан художественный отдел, задуманный еще Петром Алабиным в 1880 году. Уже тогда Алабин разработал проект устройства музея, согласно которому художественную часть коллекции должны были разместить в Зале императора Александра II. Отчеты Зала за 1883 год содержат информацию о поступивших в тот год рисунках и портретах. Но если раньше истоки коллекции возводили ко временам Алабина только теоретически, то теперь появились вещественные доказательства: фотографию с автографом, основываясь на письме Айвазовского к Алабину, датируют 1883 годом.

- Я считаю, что нам нужно низко поклониться Петру Владимировичу Алабину. В 1883 году сделать такое – это трудно себе представить! - говорит директор Самарского художественного музея Владимир Востриков. – Уже тогда Алабин обратился к великим деятелям своей эпохи с предложением прислать фотографические портреты и передать что-нибудь в дар музею. Как видите, многие откликнулись.
Официальный возраст коллекции музей увеличивать не собирается, но на юбилейных торжествах в мае посетители смогут увидеть экспонат, с которого начиналось музейное собрание.

Владимир Востриков, директор Самарского художественного музея:
- Мне всегда хотелось увидеть этот портрет – совершенно уникальный раритет, свидетельство зарождения художественной культуры нашего города. Этому помог наш архив, в котором находился фотопортрет Айвазовского. Главное, что на фотографии художник поместил карандашный набросок: совершенно миниатюрный, но очень важный для нас, потому что это отправная точка создания музея.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz