Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






100 лет исполнилось первому российскому журналу о кино


Журнал так и назывался – «Кино» и был двухстраничным приложением к серьезному фотографическому журналу "Светопись", который издавался И.Д.Перепелкиным. Редакция издания находилась в Москве, на улице Тверской.

«Светопись» имела подзаголовок - "Иллюстрированный журнал практической фотографии и ее применений". Естественно, зародившись раньше кино, фотографическое искусство могло похвастаться к тому времени уже своей историей и многочисленными приверженцами. Во многих губерниях были фотографические общества, на базе которых возникали и любительские киностудии, хотя стоило это удовольствие и хобби дорого. Поэтому и позволить себе иметь фотокамеру, а потом и киноаппарат, могли только люди состоятельные. Тем не менее, любителей "писать светом" было достаточно, о чем говорит и развитие тогдашней российской фотографии.

Причем, это касалось не только столиц, но и окраин. Например, доподлинно известно, что даже в отдаленном Хивинском ханстве среди пустынь Средней Азии она появилась на рубеже 19-20 веков благодаря усилиям фотографа Худайбергена Диванова, который обучался новому искусству в Санкт-Петербурге. Тогда же начали снимать и кино.

Журнал Перепелкина считался официальным органом Саратовского, Одесского, Минусинского и Орловского фотографических обществ. Подписная цена была недешевой по тем временам – 3 рубля с пересылкой. Но любителей фотодела, а потом и кино это не останавливало.

Приложение «Кино» с подзаголовком "Посвященное кинематографии и связанным с нею вопросам" выходило два раза в месяц и распространялось вместе с основным изданием. Кроме методических материалов по вопросам киносъемки, журнал печатал критические статьи о кино, давал новости кинематографии, рассказывал о деятелях кино, артистах, по большей части европейских, так как Европа в этом новом деле шла впереди.

Естественно, нельзя было обойтись без рекламы. Ее давали как торговцы оборудованием и материалами, так и прокатчики. В одном из номеров опубликована реклама компании «Синематографы и ленты братьев Пате». Фабричной маркой был гордо задравший голову петух с распушенным хвостом. Таким, наверное, и представлялось многим искусство кино, уже начинавшее обрастать поклонниками и мифами.

Кстати, мифологизация всего, что связано с кино, сохранялась и долгие годы в советский период нашей истории. Известен случай с одним из мэтров кино, когда ему предложили выпить на лестничной площадке дворовые мужики. После первой рюмки кто-то спросил: а кем, вы, сосед, будете по профессии? «Артист», - сказал мэтр, на что получил ответ: "Не хочешь говорить, не говори". Обыватель не верил, что артист может быть как все. Горделивая осанка красавца-петуха с рекламы из недавнего прошлого как бы предрекает славу кино.

Фирма Пате – та самая, что изготовила первый популярный граммофон, получивший название в честь фирмы – патефон. В России она продавала и кинооборудование собственного производства.

Первые киноаппараты появились в России в тот же год, когда состоялись первые киносеансы в Париже. Демонстрацию кинематографа в Санкт-Петербурге устроил весной 1896 года оператор компании братьев Люмьер месье Камиль Серф. Кино показывали в антракте спектакля «Альфред-паша в Париже» в театре сада "Аквариум". Но информация об этом появилась в обычных газетах, поскольку специальное киноиздание тогда еще не выходило.

В тот же приезд оператор снял и первое документальное кино в России – о торжествах в честь коронации Николая II. Модерновое искусство было представлено широкой публике на Нижегородской ярмарке в июне 1896 года. Это сделал француз Шарль Омон.
Кино быстро обрело популярность, а первый кинотеатр заработал в столице уже в мае 1896 года.

За несколько лет кинотеатры открылись во многих городах российской империи. Выход журнала о кино стал естественным и важным моментом в пропаганде киноискусства, популяризации кино в нашей стране. С этого момента, по существу, началась история российской кинопрессы. Эта важная историческая дата, почему-то должным образом не замеченная профессиональным кинематографическим сообществом, тем не менее, была отмечена представителями московской кинопрессы, – теми, кто продолжает дело киноведения и кинокритики.

27 августа, в День российского кино, департамент кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии, редакция журнала «Кинопроцесс» и дирекция фестиваля "Московская премьера" устроили брифинг для представителей СМИ по этому поводу. В нем приняли участие руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и другие представители культуры.

Сейчас в России 27 киножурналов. Государство поддерживает их деятельность материально. Среди старейших изданий – журнал «Киномеханик», которому тоже скоро исполнится сто лет. Иные уже канули в лету, например, очень авторитетный в свое время "Советский экран". Этот журнал выходил миллионными тиражами и распространялся по всей территории Советского Союза.

Сейчас в России ежегодно снимается 160 полнометражных художественных фильмов. Выбор есть, художественное разнообразие, царящее на экранах, стимулировало работу киноведов и кинокритиков, что благотворно отразилось и на развитии всей кинопрессы.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz