Лучший фильм России не включили в конкурс Московского кинофестиваля
Лучший российский фильм "Человек, который знал все" театрального режиссера Владимира Мирзоева, не вошел ни в конкурс 31-го Московского международного кинофестиваля, ни в недавний конкурс "Кинотавр" - двух главных кинофестивалей страны.
Честь и хвала киноведу Ирине Павловой: она включила картину в свою программу "Новое кино России", которая идет в рамках Московского фестиваля в Доме кино. Идеальный фильм. Абсолютный восторг. Два часа на полном дыхании. Без паутины задубевших кинотрадиций и ощущения, что смотришь что-то, поеденное молью. Современный, живой, шикарный фильм. По картинке – лучшее от Гуччи, по содержанию - близкая почти всем драма человека сегодняшнего времени. Обычного, приличного. Хорошего интеллигента, задрипанного жизнью.
Сценарий увлекает и завораживает, режиссер адекватен времени, оператор (Сергей Мачильский) дышит воздухом замысла. Ни одного случайного кадра и вяло похаживающего актера с пустыми глазами, ватными ногами, и бубнеша наскоро выученного текста. Включите телевизор, там все это есть. В нашем бесконечном "мыле" даже животные стекленеют. Включите "Мухтара", пес вообще ни на что не реагирует. И вдруг – "Человек, который знал все". Уж как ничего не ждали от Егора Бероева, а оторваться невозможно от его работы. Вот что такое талантливый актер в руках выдающегося режиссера-новатора!
Мирзоев - новатор в театре. И, оказалось, новатор в кино. Это история про младшего научного сотрудника (Егор Бероев) - то есть "мнс", которого выплюнуло время. Вначале он решил пойти в торговлю, но магазины оккупировали "черные". На любой вопрос те отвечают: "Чито?", а хрустящую соломку в пакетике называют солонкой.
Именно "солонкой-соломкой" такой "чито" рассчитался с нашим безработным героем вместо зарплаты. Там можно не досчитаться "жевачки" и напиться с Анжелой, мастером по недостаче этого жевательного препарата, водкой, коньяком и "Текиллой", и проснуться в постели с этим бесформенным телом вроде женщины.
Не лучше и друзья. На просьбу "помоги с работой" они блистают костюмами из хороших магазинов и плетут красивые фразы, обещая немедленную помощь. Один такой "костюм", прощаясь с другом, сказал: "Ну, мне направо, а тебе – налево".
И вдруг выяснилось, что "налево" для "мнс" 2009 года – это шахта лифта. Или сигануть вниз, потому что денег нет, работы нет, жена (Екатерина Гусева) ушла к богатому (Максим Суханов), а в доме холодильник "ЗИЛ", где крыса повесилась. Или попроще, но сразу – взяться двумя руками за оголенные провода того же лифта, который давно на ремонте.
И взялся. И ударило
И стал "мнс" человеком, который знает все. Про бандитов, про ФСБ, депутатов. Про планы Ирана, Ирака и всего Ближнего Востока. Про секретный шифр сейфа секретаря президента Соединенных Штатов и про то, как удовлетворяет сам себя главный по прослушке в России (Андрей Ташков).
Дальше рассказывать не стану. История таинственная, завораживающая. Мы давно ничем не очарованы - ни миром, ни людьми, ни кино. "Очарование" – забытое слово. Мирзоев воплотил идеальную форму любви к искусству – ты очарован и ты счастлив. Герой фильма, а проще герой нашего времени, мог бы заработать миллионы – и от Соединенных Штатов, и от России, и от Ближнего Востока, и от первых лиц в списке "Форбс". Но бывший младший научный сотрудник с квартирой, забитой умными книгами, контейнером для хранения хлеба советских времен и холодильником "ЗИЛ" - честный, потому что иначе жить не умеет. Но он знает все и это беспокоит всех.
Посмотреть кино надо обязательно. Все равно лучше нигде не увидите. Надо же когда-то от встречи с новым российским кино получить удовольствие.