Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Александр Кутиков: Песни – как дети, их надо делать и выпускать в мир


Бас-гитарист чуть ли не главной рок-группы нашей страны «Машины времени», вокалист, автор "Поворота", композитор и известный звуковой продюсер Александр Кутиков выпустил первую за последние 20 лет сольную пластинку "Демоны Любви", презентация которой состоится 19 ноября во МХАТе им. Горького. За несколько дней до премьеры корреспондент Агентства национальных новостей встретился с Кутиковым и поговорил с ним о музыке, шоу-индустрии и качественном вине.

- Лет десять назад я мог бы сказать, что я моложе вас ровно в два раза. Но это не мешает мне слушать и "Машину времени", и ваше сольное творчество с большим удовольствием. В чём подвох?

- Меньше всего я думаю об этом. Я никогда не думаю на тему, как ту или иную работу будет воспринимать зритель. Если мне нравится самому, как слушателю, то я вполне удовлетворён. Если песни, которые я играю с "Машиной…", или которые я пишу сам и пишу в первую очередь для себя, нравятся ещё и людям, то я доволен. Искать секрет популярности – всё равно, что искать эликсир бессмертия.

- Почему вы показываете собственный материал так редко?

- Показ своего материала часто зависит не от артиста, не от исполнителя, не от автора. Он зависит от системы взаимоотношений сложившейся на медийном пространстве. Ты, можешь написать очень хорошую песню, ты можешь отдать её на все радиостанции, но там есть такие "люди", как "программные директора". И если они решат, что эта песня не годится для эфира (не формат), то ты ничего не сможешь сделать, ты останешься без эфиров, и, соответственно, люди не узнают, не услышат, того, что ты сделал.

- Ну, понятно, слово "формат" никто не отменял…

-Я думаю, что у нас в России мало кто знает, что такое "формат". У нас все, или почти все радиостанции, широкоформатные. Они все друг на друга похожи. Если у вас будут желание и силы, послушайте московские радиостанции FM-диапазона, и вы поймёте, что все разговоры о так называемом формате – не более чем досужая болтовня людей, которые называют себя профессионалами.

- В среде радийщиков есть такая поговорка: "Формат – это та музыка, которую понимает музыкальный директор".

- Возможно, но я её слышу впервые. Как бы то ни было, я не испытываю никакой личной неприязни к программным директорам или музыкальным редакторам. Наоборот, среди них есть мои хорошие знакомые, одаренные, люди, чувствующие музыку. Но... Слишком сильно влияют, даже на таких людей, "хозяева" радиостанций, которые, к сожалению, слишком часто ставят во главу угла просто зарабатывание денег. Хотя, ладно! Бизнес – это бизнес, понятное дело. Самое страшное в этом то, что хозяева влияют на эфирную политику с точки зрения своего собственного вкуса. А вот со вкусом у них, тех, кто влияет на эфирную политику в России, чаще всего беда.

- И они, соответственно, влияют на вкусы слушателей...

- Чем ниже опускается культурная планка в отношении репертуара у программных директоров, тем ниже опускается планка и у слушателей. Тем больше слушатель начинает требовать низкого, дешёвого, антимузыкального продукта.

- Но ведь такая история наблюдается не только на радио?

- Телевидение – это такая территория, где работают люди, очень хорошо понимающие, что они делают, и действующие, работающие по заказу.

- По чьему заказу?

- Мне часто кажется забавным, когда люди, связанные с телевидением, абсолютно противоречат самим себе. Они формируют вокруг себя, то есть вокруг данного телеканала, малоинтеллектуальное пространство, при этом, говоря, что они выступают за интеллектуальное телевидение.

- Когда было легче: тридцать лет назад, когда не было ни инструментов, ни пластинок, ни возможности всё это приобрести, или сейчас?

- Счастье всегда находится внутри человека. Во все времена. И часто, независимо от того, что происходит вокруг. Для кого-то то время было очень счастливым, люди были молоды. Для кого-то – сейчас, и как кажется этим, сегодня и солнце светит ярче. Я радуюсь каждому дню, у меня отношение к временам несколько иное, чем у среднестатистического человека. Мне приносит радость каждый день. Если рядом со мной мои близкие, моя семья, друзья, если они здоровы и веселы, и это происходит в тот момент, когда я утром открываю глаза, - это, наверное, для меня и является счастьем.

- А кто крутит сейчас в эфире ваши песни?

- В прошлом году песня "Машины времени" "Улетай", музыку к которой написал я, получила премию как "Самый долго ротируемый сингл года". И она ротируется до сих пор. Так что нам - и мне в частности - на нехватку эфиров грех жаловаться.

- Сейчас, как известно, в продаже музыки, в продаже носителей происходит революция. С вашей точки зрения, что будет в будущем? Останутся ли компакт-диски или превратятся в раритет на любителя, как винил?

- Проблема не в носителях, не в изменении их форматов. Проблема России с точки зрения музыкально-издательского бизнеса – это воровство. Легальный музыкальный рынок на сегодняшний день составляет не больше 10% от всех продаж. При таком объёме легальные доходы настолько минимальны, что говорить о полноценном существовании шоу-бизнеса, издательско-музыкального рынка в России, мягко говоря, очень сложно. Если существенно не изменится ситуация в области охраны авторских прав, контроля за рынком, то перспектив полноценного существования, в этом бизнесе, очень мало. А носители – это второе, третье или пятое дело. Винил ли, CD ли, mp3, интернет-продажи и другие носители музыкальной информации, которые могут появиться – это уже не так важно. Главное, что в таких условиях отсутствует возможность развивать этот бизнес.

- В чём тогда смысл? Зачем тогда записываться, искать роскошные студии, тратить на них время и деньги?

- Вопрос "Зачем записывать музыку в хороших студиях?" перед музыкантом не стоит в принципе. Если музыкант задаётся вопросом: есть ли смысл, тратиться на это? – ему вообще-то надо заканчивать профессиональную деятельность.

- Почему бы не уйти из звукозаписывающей индустрии и зарабатывать деньги на концертах, на клубах?

- Песни – как дети. Их надо выпускать. Надо выпускать в мир. А сколько бы концертов ты бы ни сыграл, объём аудитории, которая услышит твоё творчество, образно говоря, увидит твоих детей, будет несравнимо меньше, чем при распространении на носителях, при звучании их на тех же радиостанциях, на телевидении и так далее. Тут ещё вот какое дело. В России очень много людей, которые плохо себе представляют, что такое мировой рекординговых бизнес. И плохо представляют себе силы и возможности крупных игроков в интернет-сегменте музыкального бизнеса. Сейчас медленно, но верно идёт ограничение бесплатного скачивания музыки через интернет.

- Это заметно.

- Да, этого нельзя не заметить. И этот процесс будет продолжаться. Рано или поздно провайдеры заставят всех либо платить за скачивание интеллектуальной собственности, либо ограничат эту возможность. Когда это произойдёт – тогда всё встанет на свои места.

- Но мы ведь с вами в России. А русские, как известно, воруют.

- Да, русские воруют, причём делают это с улыбкой и не понимают потом, за что их бог наказывает, ежедневно. У нас в любой сфере воровство: интеллектуальной, духовной, материальной.

- Давайте непосредственно о вашей новой работе и концерте "Демоны Любви". Вы его, насколько мне известно, записывали в легендарной "битловской" студии на Abbey Road. Почему?

- На Abbey Road я его микшировал и "мастерил", а записывал в Швеции с невероятными, суперпрофессиональными музыкантами. Достаточно сказать, что барабанщик, который работал у меня на альбоме, записал более 260 альбомов, из них пять – с Roxette (а всего у них семь номерных альбомов). Другие музыканты такого же уровня… Работа над альбомом происходила следующим образом. Сначала мы собирались с группой "Нюанс" записать его на Abbey Road, но тут грянул кризис, бюджет, который был у нас, просто подсел. Мы стали искать иные варианты реализации этого проекта и нашли их в Стокгольме.

- Почему именно Швеция и тамошние музыканты?

- Мы выбрали (мои ко-продюсеры Володя Матецкий и Лёня Гуткин) Швецию только из-за того, что вывозить русских музыкантов, оплачивать их проживание, перелет, питание и так далее – это очень дорогое удовольствие. Мы никак не укладывались в бюджет. Но все аранжировки, все демо, по которым играли шведские музыканты, были сделаны в Москве с "Нюансом", поэтому на презентации альбома, которая состоится во МХАТе им. Горького, мы будем играть с "Нюансом".

- Скажите, ваши коллеги по "Машине времени" выпускают один сольный проект за другим, практически не останавливаясь. "Демоны любви" - это ваш второй собственный проект за последние 20 лет. Почему вы так редко показываетесь?

- Дело в том, что все альбомы "Машины времени" продюсировались, записывались, редактировались мной и моим инженером. Поэтому говорить о том, что все музыканты из "Машины времени" записывают альбом за альбомом, а я в это время бездельничаю, очень сложно. Кстати, я работаю не только с "Машиной…", первые три "Старых песен о главном" - это тоже моя работа, я был музыкальным продюсером этого проекта. Я помог вернуться в Россию из Израиля Максу Леонидову, записывал его первый после возвращения альбом. Ещё и Марина Хлебникова, группа "Лицей", первые два альбома Лёни Агутина, "Наутилус Помпилиус", "Браво"… Мне, в общем-то, не хватало времени на самого себя. Откровенно говоря, я вообще в последние 20 лет относился к себе, можно сказать, наплевательски. Вот сделаю для "Машины времени" 2-3 песни – и считаю, что это нормально. Я и не предполагал, что мои коллеги по "Машине…" развернут такую бурную сольную деятельность. Для меня это было неожиданным. Но так как мы старые добрые друзья, то я с пониманием и большим интересом отношусь ко всему, что делают мои коллеги.

- Вы обсуждаете сольные проекты друг друга?

- Мы стараемся минимизировать обсуждение сольных работ каждого из нас, чтобы не возникало никаких лишних трений. Сольный проект – это личное дело каждого. В "Машине" никогда не было главенствующего мнения. Всё, что происходит в группе, - это коллективное творчество, рождающееся на репетициях. Это всегда компромисс.

- Можно ли сказать, что в таких компромиссах и заключается секрет вашего долгожительства как группы?

- Может быть. Уважение к мнению близких – это, конечно же, важнейший элемент долгожительства семьи, группы, компании.

- "Демоны любви" - это то, что вы думали, собирали, аккумулировали в себе в течение последних 20 лет после выхода "Танцев на крыше"?

- Нет-нет. Это то, о чём я думал в течение последнего года. Практически все песни, за исключением "Наливай", были написаны влёт.

- Вы сыграете на публике свою новую программу МХАТе. Вы ведь знакомы с этой площадкой?

- "Машина" не раз выступала во МХАТе. Там вообще выступает много музыкантов, рок-групп. Уж больно комфортная там обстановка. Не в том смысле, что там удобно сидеть, а смысле ауры. Она ведь у каждой площадки своя. А в этом зале, мне всегда комфортно.

- Я почему заговорил на эту тему. Считается, что театральная сцена носит чуть ли не сакральный характер, на который эстраде покушаться не разрешается. Есть даже мнение, что есть такие группы, не буду их называть, которые и права-то не имеют выходить на театральную сцену.

- А почему у рок-музыки должна быть отдельная сцена?

- Но есть же такие рок-музыканты, которым театральная сцена противопоказана?

- Это очень сложный вопрос. Не мне судить о других. Если человек не обманывает себя и других, то он как музыкант может играть на любой сцене. Он всегда найдёт слушателей, найдёт людей, которым будет понятна его искренность. Странно, когда на таких сценах выступают под фонограмму – это да. Вообще странно, когда люди "поют" под фонограмму, а уж если это будут делать рок-музыканты, то я хотел бы на это посмотреть (смеётся).

- На концерте во МХАТе будут ли присутствовать ваши друзья?

- Нет, я бы хотел презентовать альбом в чистом виде. Без приглашения каких-то специальных гостей, без музыкантов "Машины времени". Может быть, я попрошу трубача Сашу Дитковского – это музыкант из группы "Квартал" - помочь мне в трёх песнях.

- Программа будет состоять только из новых песен?

- Программа будет состоять из материала "Демоны любви" и из песен, которые я написал в разное время, включая композиции из репертуара "Машины времени". И те, которые давно не игрались. Например, "В добрый час", "Если бы мы были взрослей", "Музыка под снегом", "Спускаясь к великой реке" - в общем, много таких песен. Может, спою "Поворот" (хитро улыбается).

- Кстати, о "Повороте". Многие музыканты не любят, когда просят спеть их главные хиты.

- А я очень хорошо отношусь к "Повороту". Потому что… Да я просто люблю эту песню, и всё! Она удачная, простая. Андрюша [Макаревич] к ней очень хорошие слова написал. Да, есть музыканты, которые стесняются своих хитов. Они считают, что каждая новая песня обязательно должна быть лучше старой, и часто насильно удаляют из программы свои лучшие песни для того, чтобы поставить новые. Я думаю, что примером здесь должна быть группа Rolling Stones, которые играют "Jumpin' Jack Flash", "Satisfaction" и ещё массу своих хитов вместе с новыми песнями, ничуть не стыдясь песен, написанных в 60-х годах.

- Какие песни на вас повлияли больше всего?

- The Beatles "Norwegian Wood". От этой песни я просто "сошёл с ума" и стал заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, - музыкой. Мне было тогда всего 14 лет, но с того момента я полюбил некие ирландско-шотландские " штучки". Ещё Procol Harum "A Whiter Shade Of Pale". Это полностью изменило моё мнение о возможностях рок-музыки. Я услышал и понял , что рок-музыка своими корнями очень близко связана с классикой. И ещё была третья песня, которая повлияла на меня достаточно сильно. Это уже была песня "Машины времени" - "Свеча". Мы, с Андреем тогда играли в разных группах – три года я был участником "Високосного года". И получилось так, что я и Макаревич были "друзьями-конкурентами". Как-то мы сидели у него дома, ужинали (соответственно, выпивали), и он мне сыграл "Свечу" на гитаре. Тогда "Машина времени" её ещё не играла, я услышал песню в первый раз. Она меня просто сразила. У "Високосного года" были хорошие профессиональные тексты, но Макар меня просто поразил глубиной проблемы и качеством воплощения. И именно "Свеча", во многом повлияла на то, что года через полтора-два мы опять стали играть вместе. Я развалил "Високосный год", но это был положительный момент, потому что из двух групп получилось три: "Машина времени", "Воскресенье" и "Автограф".

- Вот интересно, как проходит обычный день Александра Кутикова?

- Ничего интересного, как у всех. В зависимости, от того какая работа запланирована: студийная или репетиционная, офисная. Для человека, который занимается ещё и бизнесом, я достаточно поздно встаю, но и поздно ложусь. Почти всю музыку я пишу и анализирую ночью. У меня два кота, кошка и две собаки. Так как я живу в собственном доме, то вопрос выгуливания собак у нас не стоит. Тем более, что одна из собак, такса, (точнее, "такс", мальчик) давно живёт по моему графику. Он тоже поздно ложится и поздно встаёт. Вторая собака – метис – любимая собака моей жены. Я очень люблю вкусно поесть. Очень. В определённом смысле, я гурман. Я люблю хорошее красное вино. У меня дома всегда не меньше двухсот бутылок вина, которые, конечно, ротируются, среди них около шестидесяти-семидесяти настоящих коллекционных. Но выпивается это вино только в компании с теми людьми, которые понимают, что такое коллекционное вино. Ну а раз есть такое вино, то и еда должна соответствовать.

- Всё время хотел спросить: гурманство приходит с возрастом?

- С возможностями!

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz