Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Сказители-кайчи вызвали град в горах Алтая


"Боги благословляют наш праздник", — решили участники фестиваля, который прошел в Чемальском районе Республики Алтай.

В фестивале приняли участие около 40 мастеров из республик Алтай, Тува, Хакасия, а также любители из США, Великобритании и Японии. Кай — древнее искусство алтайцев. Он исполняется в музыкальном сопровождении двухструнного инструмента — топшуура. Раньше методом кая в течение нескольких суток исполнялись алтайские героические эпосы. ЮНЕСКО планирует включить кай в список нематериальных ценностей человечества.

В рамках фестиваля прошли и состязания по национальным видам спорта. В абсолютном первенстве по борьбе куреш разыгран приз Сартакпая, учрежденный главой Чемальского района. По древним легендам алтайцев, богатырь Сартакпай сделал очень многое для Алтая — провёл дорогу алтайским водам в Ледовитый океан, избавил алтайский народ от злых существ и т.д.

В основе же искусства кая лежит текст эпического произведения. Эпос "Маадай Хаара" — 8 тысяч стихотворных строк. Эпос "Джангар" — 36 тысяч строк. Тематика песен самая разнообразная: от эпоса "Оскус Уул", который шаманы могут непрерывно исполнять 9 суток, до воспевания величий Чуйской долины ("Эре Чуй") и Телецкого озера ("Алтын Кель"). Добавьте сюда песнь о скакуне Аргымаке, традиционные алтайские напевы Дьянар и повествование о древнем каменном изваянии Казер Таш и получите своего рода путеводитель в мир сказаний и легенд, в мир камней и дурманящих трав, в мир духов и шаманов.

"Мы заставляем работать те связки, которые в жизни ничего не делают, не поют, не вибрируют никак, — объяснил природу ремесла известный алтайский кайчи Ногон Шумаров. — В нашем искусстве поет все, что может издавать звук. В зависимости от содержания сказания сказатель озвучивает его теми или иными звуками: встретился богатырь со змеей — свист, встретился с медведем — рык. Даже звуки сабель и свист ветра можно изобразить…".

Видов горлового пения множество — каркыра, хоомей, сабыскы, сыгыт. А инструменты для него тоже разные — комус, шоор, икили, тунур, скифская арфа. К примеру, шоор — это флейта без отверстий. О ее создании у алтайцев есть легенда. Один бедный юноша полюбил девушку из знатной семьи, но ее родители отказались отдать ее ему в жены. Пошел он опечаленный бродить и вдруг услышал мелодичные звуки. Они так зачаровали его, что стал юноша искать, кто издает их. Но ни одного живого существа не увидел он поблизости и понял тогда, что это ветер поет на сломанной тростинке. Срезал юноша тростник и научился на нем играть. Пришел он к дому своей возлюбленной, заиграл, и были все так зачарованы мелодией и звуками, что приняли его и согласились отдать дочь. Так юноша получил в жены любимую, а алтайский народ — шоор.

Самые титулованные алтайские кайчи — ансамбль "Алтай кай". В прошлом году эта четверка сказителей под аккомпанемент народного инструмента топшура непрерывно "горланили" в течение 4 часов 26 минут! Рекорд был установлен в присутствии представителей Книги Гиннеса в Сибири, которые зафиксировали факт на видеопленку и аудиокассеты.

"В последнее время идёт очень много споров о возникновении горлового пения. У людей огромный интерес к этому искусству. Тувинцы считают, что алтайцы научились горловому пению у них, но это не так, — считает руководитель ансамбля Урмат Ынтаев. — На самом-то деле совершенно иначе получается: я ни разу не видел, чтобы они приезжали и нас учили, или кто-то из них преподавал нам кай. Я знаю, и учёные это доказывают, что алтайское горловое пение — самое древнее.

Гомером ХХ века называли нашего кайчи Алексея Григорьевича Калкина. Он исполнял сказания горловым пением по-своему, в Туве или других регионах так не исполняет никто, по крайней мере, я такого исполнения там не слышал. На сегодняшний день у нас сохранилось именно традиционное повествование героического эпоса и древняя манера горлового пения. У нас в республике пробудился интерес к занятию горловым пением.

Я бы обратил интерес политиков и всех, от кого зависит дальнейшее развитие столь древнего и красивого вида искусства, на то, чтобы именно кай стал главным достоянием алтайской культуры. Благодаря этому мы сможем поднять нашу культуру, а через неё и экономику".

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz