Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Олег Кулик превратил Центральный дом художника в Москве в "дом животных"


Центральный дом собаки

Совершенно голое существо, по виду – человек, в ошейнике и на четвереньках, сорвалось с привязи и бегает по крыльцу, заходится в лае, кусает прохожих за брюки и справляет нужду, подняв ногу на входную дверь. В финале, поднявшись на задние лапы, загадочное «оно» набрасывается на одного из зрителей и, повалив его, долго валяет по земле и царапает. Знакомьтесь – перед вами всемирно известная человекособака по прозвищу olegkulik. Видео с участием этого персонажа демонстрируется на беспрецедентной по своим масштабам выставке, под которую еще с начала июня отданы все залы ЦДХ.

Самое сложное для посетителя этой выставки – определить, с кем и с чем он имеет дело? Проще всего было бы сказать: под прозвищем-псевдонимом olegkulik скрывается некто Олег Кулик, киевлянин, по окончании художественной школы и геологоразведочного техникума приехавший в Москву в конце 80-х. Но сегодня оlegkulik, безусловно, уже не человек, он сам настаивает на этом, сообщая перед открытием выставки корреспонденту одной из газет: мол, «я уже был кем угодно, но я никогда не был человеком».
Но это и не собака, что убедительно доказывает видео, которое демонстрируется на выставке: существо в ошейнике и на четвереньках пытается пообщаться с псами. В ответ - остервенелый визг и лай, одно из животных, изловчившись, наконец, дотягивается, и по бритому черепу «четвероногого человекообразного» стекает кровь. От скорой расправы его спасают только люди, с трудом удерживающие собак на поводках. В общем, "друзья человека" явно не признают его за своего.

Оlegkulik и не художник, точнее, грандиозная выставка в столице не содержит ни одного доказательства его талантов. В жанре скульптуры представлены грубые муляжи, вместо живописи – примитивный фотомонтаж и даже любительское видео по качеству и картинки, и монтажа – на грани брака. Собственно искусство здесь не при чем, оно используется только как повод. А сама суть проекта «olegkulik» содержится в обширных текстах, которые комментируют и разъясняют смысл выставленных "произведений". Более того, "творения", как говорится, по определению не могут иметь к искусству никакого отношения.

На самом деле человек-собака оlegkulik – это самый радикальный либерал России и всего прогрессивного человечества, изложивший свою программу достижения максимальной свободы для всех и каждого с предельной ясностью еще в 1997 году:

«Необходимо как можно скорее признать животных как равных нам существ на всех уровнях. И, безусловно, разрешить смешанные браки. До тех пор, пока браки белых с цветными не были узаконены и признаны общественным мнением, равенства белых и цветных не существовало».

Оlegkulik как зеркало либеральной революции

На первый взгляд, программа совершенно идиотская, но так думают только дилетанты и люди отсталые, далекие от истинного прогресса. У русскоязычного политика в мире немало последователей. Один из них, директор галереи из Бирмингема Джонатан Уаткинс, заявляет в поддержку идей оlegkulik, что «антропоцентризм исчерпал себя. Может ли человек предсказать землетрясение, как маленькая аквариумная рыбка? Обладает ли он обонянием собаки или гибкостью кошки? Знает ли секрет гармоничного социального устройства, как муравей или пчела? Нет».

Существуют и более активные сторонники, давно перешедшие от слов к делу. Но пока даже в самых высокоразвитых странах мира они все еще подвергаются репрессиям. Месяц назад, например, американский подросток был арестован по смехотворному подозрению - в изнасиловании лошади. На ферме в Корваллис, штат Орегон, установили камеру наблюдения, которая и зафиксировала подростка, пристающего к кобыле. Очевидцы сообщают, что «молодой человек вел себя как опытный соблазнитель, не торопился, но и не тратил время впустую».

Вызвали полицию, и она арестовала подростка по обвинению в краже и сексуальных домогательствах к животному. И, конечно же, никто и не подумал вызвать на допрос лошадь: ведь даже в США до сих пор не достигнуто равенство между людьми и животными!

Для достижения своей цели оlegkulik сделал уже немало. Первый раз он встал на четвереньки, охраняя вход в галерею Марата Гельмана, ныне известного политтехнолога, в Москве, в ноябре 1994 года. Затем – турне по Европе, аресты, ночи, проведенные в тюрьме.
В марте 1995 года он оберегает от посетителей вход в выставочный зал, расположенный в Цюрихе. Верный своему долгу, он ведет себя как настоящее животное, лает, кусается и, в итоге, попадает в тюрьму.
Однако со временем просвещенные европейцы пересмотрели свое отношение к человеку-собаке из России, и оlegkulik становится признанным и популярным участником выставок на Западе.

Пока политическая элита России и мира открыто не разделяет идеи радикального либерализма. Попытка создания Партии животных, которую предпринял оlegkulik, не увенчалась успехом, и в последние годы он отошел от дел – и от «искусства», и от политики. Но что-то серьезно изменилось, и главное подтверждение этому – триумфальная выставка оlegkulik в Центральном доме художника. Понятно, что такое знаковое событие не могло состояться без согласия и участия влиятельных политиков страны.

Остается просветить и раскачать народ. Примут ли идеи радикального либерализма люди? Сколько времени потребуется для того, чтобы привести к полуживотному состоянию население? Убедительно на эти вопросы может ответить только эксперимент. Именно таким широкомасштабным экспериментом на людях – москвичах и гостях столицы - и является выставка в ЦДХ.

По наблюдениям вашего корреспондента, большинство посетителей выставки делятся на три категории. Первая – это легкомысленное большинство. Они пробегают всю выставку за каких-нибудь 15 минут, ехидно посмеиваясь и отпуская шуточки. Они говорят: мол, ЦДХ переоборудовали в «Центральный дом собаки», и что такой большой конуры нет, наверное, ни в Европе, ни в США. Признаются: было смешно, но 200 рублей за такое шоу – это слишком.

Вторые – это глубокомысленное меньшинство. Они не торопятся покинуть выставку, охотно вживаются в роль подопытных кроликов, усаживаются на матрасы, которые постелены прямо на полу выставочных залов, подолгу просматривают видео с приключениями человекособаки. Не брезгуя, засунув голову в глубокое отверстие, расположенное под хвостом пластиковых коров, они смотрят «кино о провинциальной России». Судя по всему, эти люди уже готовы к принятию новых "прогрессивных идей".

Третьи представляют середину между двумя крайностями. Они недоумевают и пытаются получить разъяснения. Вот, увидев человека с фотоаппаратом, ко мне подошла молодая пара. Начали издалека: мол, как вы сюда попали? Узнав, что по долгу службы, оживились, начали осторожно расспрашивать, что это все означает и как к этому относиться? Приехали они из провинции, и там, как и в далеком Цюрихе, за подобные «фокусы» любого "художника" милиция мигом отправляет за решетку по обвинению в хулиганстве. Или это уже устаревший подход?

«Подумайте сами, - предлагаю я. - Вы, например, готовы создать семью совместно с животным?» - "Пока нет", - отвечают молодожены и выжидательно смотрят на меня.  "Пока?" - переспрашиваю я.

Наука о радикальном либерализме

Молодожены мнутся и тянут с ответом. И эти метания можно понять. С одной стороны, вся эта выставка, этот обделанный голубями Лев Толстой в клетке, «картины», на которых голый оlegkulik то с красным флагом, то в церкви, то за дойкой огромного бульдога, фотопортреты 12 обезьян и многое другое - все очень уж примитивно, глупо и неинтересно. И если бы хранилось это все где-нибудь на Винзаводе (это не предприятие, это галерея такая), то можно было бы и посмеяться, и похохмить, и благополучно забыть об этом. Но здесь же не Винзавод, а ЦДХ, форпост настоящего искусства, в том числе и официального. Тут же "Третьяковка" за стеной и Кремль за речкой!

«Мы одно понимаем – это неспроста», - говорит мне девушка. Отказавшись от дальнейших комментариев, пара удаляется.

Приходится искать разъяснения у науки. Ученые, как всегда, противоречивы и немногословны, зато авторитетны и вполне конкретны. «Многократно осмеянная теория обратной эволюции, находит подтверждение в современной науке»,- пишет, например, World Science. - Начало теории положила доктор Кэйт Крандалл (Keith Crandall) в октябрьской публикации 2003 года в журнале Trends in Ecology and Evolution. Она описывала факты обратного развития у различных организмов, например у рыб, которые утрачивают зрение после проживания нескольких поколений в подземных пещерах.

Теперь турецкий исследователь Унер Тан (Uner Tan) приводит пример обратного развития у людей: он обнаружил целую семью, которая разговаривает на примитивном языке и ходит на четвереньках. Ученый утверждает, что семейство отсталых людей подверглось мутации, которая затронула ген или гены, позволяющие человеку ходить вертикально. Впрочем, биолог из Калифорнийского университета Лоренс Мюллер (Laurence Mueller) относится к сообщению коллеги из Турции скептически: «Вероятность того, что состояние этих людей имеет какое-то отношение к обратной эволюции, крайне мала».

Дискуссии ученых по поводу возможности обратной эволюции человека продолжаются.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz