Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Блокбастер "Монстро": "Я всегда с собой беру видеокамеру"


Что заставляет мир трепетать перед словом «Cloverfield»? Не столько сам фильм, о котором надо говорить отдельно, сколько его невероятно изощренная маркетинговая кампания. Благодаря продюсеру Джей Джей Абрамсу, приложившему руку к созданию более чем успешного сериала «Lost» (в русском варианте - "Остаться в живых"), рекламная шумиха, сопровождавшая фильм с самого начала, оказалась не менее интересной, чем сам фильм, и наверняка войдет в учебники по маркетингу.

В начале 2007 года появился настораживающий постер с изображением обезглавленной статуи Свободы и цифрами «01.18.08». Тогда общественность назвала будущее произведение "Неназванный фильм Абрамса". Еще больше взбудоражил зрителей первый рекламный ролик, который начали показывать летом того же года. В трейлере можно было увидеть любительскую съемку какой-то вечеринки, затем грохот и напоминающие события 11 сентября виды рушащихся небоскребов и все те же "01.18.08". В конце появлялась голова Статуи Свободы, лежащая посереди улицы. С этого ролика зародилась мировая истерия вокруг будущей картины.

В интернете началось активное обсуждение: что это было и как это понимать. Первое, что занимало пользователей сети - название будущего фильма, которое должно, по идее, все объяснить. Несмотря на то, что первой версией было название «Cloverfield», фанаты в это не поверили, потому что один из наиболее настырных искателей обнаружил, что так называется улица, где располагается продюсерская компания Абрамса. "Действительно, глупо так называть фильм", решили киноманы и стали рыть дальше.

Порой попытки понять, что за чудище (а вскоре стало известно, что это будет действительно нечто монстроподобное) бомбит Нью-Йорк, приводили к анекдотическим ситуациям. Так, некоторые взбудораженные поклонники услышали в крике «It’s alive!» ("Это нечто живое!") фразу "It’s a lion!" ("Это лев!"). Тут же появились люди, которые начали утверждать, что Манхэттен в картине подвергается атаке гигантских львов, изрыгающих огонь. Большой популярностью стал пользоваться сайт 1-18-08.com, на котором разложены фото предполагаемой катастрофы, но ясности так и не дающие.

Не меньшая таинственность царила и на съемках фильма. Ни один из актеров не видел цельного сценария и не знал, о чем вообще фильм. Никто не имел права хранить страницы текста у себя дома. Продюсеры каждый день меняли листы, которые были отпечатаны на разноцветной бумаге с водяными знаками.

Только в конце 2007 года создатели фильма режиссер Мэтт Ривз и продюсер Джей Джей Абрамс признались: это будет лента об огромном монстре, пришедшем из ниоткуда и превращающем Нью-Йорк в горстку пепла. Объявили и название картины – действительно, «Cloverfield». Это стало головной болью уже для российских фанатов. На самом деле, это совершенно ничего не значащее слово, как ни пытались его перевести русские переводчики. Все равно что, скажем, кличка кота Гарфилд. Однако отечественные прокатчики зачем-то перевели его как "Монстро", объясняя, что это якобы слово из лексикона так называемых "падонков". Тут уже обиделись сами "падонки" (создатели "медведа", "аффторов" и прочих популярных год назад неологизмов): мол, никогда такого слова они не придумывали, и раз уж так, то пусть этот еще не идентифицированный монстр будет Ктулху, чудовищем из произведений Лавкрафта.

Так что же это за Страшило и что же это за фильм такой, «Монстро»?
Остроумнейшим образом вместо начальных титров зрителям покажут, что это будет пленка, являющаяся собственностью спецслужб США, которую нашли на месте «ранее известном как Централ Парк». И действительно, так и есть: первые полчаса – это home video, рассказывающее о дружеских проводах некоего молодого человека в Японию. Не хуже и не лучше, чем любое другое видео с выпускного, свадьбы или новогодней попойки. Однако за это время можно понять, кто будет главными героями, какие у них взаимоотношения, кто в кого влюблен, кто что любит, и так далее.

Внезапно раздается дикий грохот и начинается «я всегда с собой беру видеокамеру». Рушатся дома, клубы пыли, голова Статуи Свободы скачет по улицам, как мячик, граждане Нью-Йорка несутся прочь, словно на дворе сентябрь 2001 года. По улицам едут танки, давка на Бруклинском мосту, трупы на дорогах и прочие признаки апокалипсиса.

Несмотря на заявленную простоту повествования, в фильме есть достаточно хорошо прописанный сюжет: нескольким приятелям нужно пробраться сквозь хаос и дикие испытания до девушки главного героя, которая ранена и находится без движения в полуразрушенном доме. И потом обратно. Будут жертвы, а дойдут ли все персонажи до конца (или вообще дойдут ли, по факту) – лучше заранее не знать.

Монстро – это «чудище обло, озорно, огромно и лаей». Вместо "стозевно" - тысячи мелких монстриков, извергаемые Кловерфилдом. Сама гигантская скользкая безобразина 90 процентов фильма практически не видна, и лучше бы так и оставалась, потому что напряжение создает именно незнание того, что это такое на самом деле.

Прием «любительской пленки» неизбежно наводит на сравнение с "Ведьмой из Блэр", но все не так, как может показаться. В отличие от "Проекта "Блэр", где режиссеры разложили записочки с подсказками для непрофессиональных молодых актеров, путешествующих по страшному лесу, и операторами на самом деле являлись "артисты", в "Монстро" все серьезнее. Не стоит верить, что все по-любительски. На самом деле, и свет поставлен довольно профессионально, и персонажи не просто бездумно ходят по расставленным точкам, и ракурсы выбраны неслучайно, и камеру, похоже, ребята "одолжили" у профессионального оператора.

Сравнение с фильмом о «проклятом лесе» наводит на мысли о статистике. Сборы "Кловерфилда" пока не столь потрясающие, как у "Blair Witch Project" (самый прибыльный фильм за всю историю кино: в 1999 году при бюджете в $60 тысяч "Ведьма из Блэйр" в итоге собрала $250 миллионов без учета продаж на видеоносителях), но свой бюджет $25 млн "Монстро" за четыре премьерных дня преумножил в два раза. Создатели думают уже о продолжении, хотя критики сходятся во мнении, что "Cloverfield" вполне самодостаточен как одночастная картина. Как пример: в свое время впечатление от той же "Ведьмы из Блэр" сильно подпортил маловразумительный сиквел.

Сюжет наведет и на сравнение с «Годзиллой» - никуда не денешься. Но "Монстро" отвечает на один вопрос, который почти никого не интересовал в фильме про японского ящера-мутанта. Когда Годзилла проходил/проходила по улицам Нью-Йорка, задевая хвостом здания, которые рушились от одного прикосновения, не говоря уж о простом проходе сквозь строения, никто не думал о том, что в этих квартирах и офисах в данный момент находятся живые люди и что с ними тоже что-то должно происходит. Об этом пытались что-то сказать и спеть в саундтреке (Пафф Дэдди, Rage Against The Machine), но большинство зрителей в 1998 году этим вопросом не озадачивались.

Отойдя от 9/11, американцы, наконец, решаются на фильмы, где во всем своем великолепии показан вселенский ужас перед угрозой извне, как японцы в 50-х годах прошлого столетия, создавшие Годзиллу как симуляцию ядерной катастрофы. И «Монстро» делает главным героем не гигантское чудовище, топчущее человечество, а наоборот: человечество под ногами гигантского чудовища. Да и сам монстр остается большую часть экранного времени за кадром, зритель видит только людей в панике. И вот от этого становится не только страшно - это и делает "Монстро" одним из самых жутких фильмов последнего времени.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz