Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Москва прощается с Тихоном Хренниковым


Тихон Николаевич Хренников — эталон успешного музыканта и политика. Пока многие (порой безуспешно) сражались с советским режимом, он делал свое дело: писал музыку. Многие не помнят, как он защищал многих «невыездных» и сотни "сомнительных". За Хренниковым закрепилась слава любимца властей, а остальное — симфонии и концерты — как будто забылось товарищами по цеху.

Он родился в крошечном городе Елец под Липецком в 1913 г., и свое первое музыкальное образование получил на родине. В конце 1920-х Тихон Хренников перебрался в Москву, чтобы поступить в училище Гнесиных; его основатели, Михаил и Елена Гнесины, особенно серьезно и с надеждой относились к Тихону. Далее — Московская консерватория. Он поступил в самую прославленную мировую школу без экзаменов и сразу на второй курс. Услышав, как играет Тихон, легенда фортепианной школы Генрих Нейгауз попросил разрешения самому учить молодого Хренникова.

Первую свою симфонию, которую тут же начали исполнять по всему миру, Тихон Хренников исполнил в возрасте 22 лет. Он много писал для театров, художественных коллективов, однако настоящую славу принесли ему произведения для кинокартин. Среди наиболее известных: «Свинарка и пастух», "В шесть часов вечера после войны", "Верные друзья", "Гусарская баллада".

Любовь Сталина к его сочинениям принесла Хренникову и печальную известность. Несмотря на большую пропагандистскую известность (в частности, в отношении защиты многих композиторов, которых не любил «вождь народов»), его многие вспоминали недобрым словом за доклад на первом съезде композиторов, осуждавший формализм в музыке, касающегося Шостаковича и Прокофьева. Впоследствии Тихон Хренников рассказывал, что текст доклада ему был прислан властями.

С 1948 по 1991 г. Хренников руководил Союзом композиторов СССР. За время с 1942 по 1952 гг. он трижды становился лауреатом Сталинской премии, в 1967 получил Государственную, в 1974 — Ленинскую. Сейчас все словно забыли о тех нужных делах, которые Тихон Хренников совершил на посту генерального секретаря Союза композиторов, а это открытие Домов творчества композиторов во многих республиках Советского Союза и разработанная система выплаты авторских гонораров. Годовой бюджет СК в лучшие времена составлял невероятные по тем временам для творческого союза деньги — около 20 млн рублей.

С развалом СССР не стало и Союза Советских композиторов, который разделил участь многих других структур. Единственной общественной деятельностью Хренникова стало руководство оргкомитетом конкурса имени Чайковского, которое он продолжал нести вплоть до 2004 г. Только в последний год он сложил свои полномочия руководителя известнейшего мирового конкурса.

Похороны Хренникова пройдут на его родине 17 августа: там уже есть памятник, который великому композитору поставили еще при жизни. А в четверг в Малом зале Консерватории проходит панихида по одному из величайших музыкантов эпохи.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz