Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Престиж" – новый фокус Кристофера Нолана


Некоторые полагают, что «Престиж» скучен. Но "Бессонницу" ("Insomnia" - без оригинального названия многие фильмы теряют своё обаяние) Кристофера Нолана тоже нельзя назвать динамичной картиной, где две трети картины герой Аль Пачино мечется в библейских раздумьях, и только оставшуюся треть ищет преступника. Да и "Помни" ("Memento") из-за сложности пертурбации, когда действо разворачивается шиворот-навыворот, не славится легкостью. Что уж говорить о "предыстории" "Бэтмана" ("Batman begins"), где главный комикс-персонаж прежде, чем начать своё "суперменское" дело, большую часть фильма пребывает в раздумьях о добре и зле.

По сравнению с вышеуказанными фильмами очередной фильм Кристофера Нолана, «Престиж», - яростный, сметающий всё и вся на своем пути, динамичный аттракцион, построенный на излюбленной "нолановской" теме мужского соперничества. В данном случае – это два фокусника. Один из них, Роберт Энджер, он же "Великий Дантон" (Хью Джекман), преисполнен тщеславием и жаждой публичной славы, исполняющий свои трюки посредством техники и зарождающегося чуда электричества. Другой – просто "мэтр", Альфред Борден (Кристиан Бейл), - исполняет фокусы с поразительной легкостью, будто неряшливо и недостаточно феерично по сопоставлению с "Дантоном".

Эти двое – из одной среды. Их учил один и тот же преподаватель магии с говорящим именем Каттер (Майкл Кейн), между ними - одна и та же блондинка-шпионка (Скарлетт Йоханссон). Но схватка, начавшаяся как милое баловство, постепенно превращается в битву, а потом и в настоящую бойню. По-другому бы и быть не могло, если мы видим в качестве разгадки одного из первых фокусов раздавленного птенца. Таких фокусов (читай, «птенцов») в "Престиже" слишком много на квадратный метр пленки. Из зала выходишь, как переевши сладкого: очень вкусно, но переизбыток ощущается.

Настоящий фокусник здесь, конечно, сам режиссер Нолан. Отвергая все законы (мол, якобы на такой-то минуте действия нужно сделать передышку), все умозаключающие элементы, он, как танк, давит на кинозал мощью собственного знания, как интриговать зрителя до последнего момента. Мы имеем нового молодого режиссера, на которого можно надеяться, что он перевернет устои американского кинематографа. Такую мощь когда-то предъявлял Дэвид Финчер, уже более шести лет не показывающийся на широких экранах.

Три классических акта фокусников: «Обещание» (зрителю показывают что-то обычное, например, еще не распиленную девушку и пилу), "Поворот" (девушку таки распиливают) и "Престиж" (хоть бутафорская кровь и льется рекой, но девушка жива, а фокусник ловит аплодисменты и охапки цветов) - у Кристофера Нолана играют без передышки или препятствий. В этом нелинейном повествовании нет ни одной "дыры", где могли бы появиться вопросы. Да если и появляются (они могут оказаться где угодно, только шансов остановить этот барабан для того, чтобы даже подумать: "Постойте, а почему…?" - режиссер не оставляет), Нолан вдруг выбрасывает очередную карту. В виде бесподобного Энди Серкиса (известного по ролям Горлума и Кинг Конга) или Дэвида Боуи (просто известного человека-парохода, никогда и прежде не вызывавшего опасений насчет своего актерского дарования, здесь же просто ставшего украшением картины).

Нолан ведет свой «Престиж» по лекалам одноименной книги Кристофера Приста. Но, в отличие от оригинала, не доходит до медицинских абстракций "a la Зюскинд" и заканчивает повествование всего лишь легким намеком на что-то фантасмагоричное, не раскрывая тайны до конца. Что и является еще одним слоем и без того многогранной, многоступенчатой, полной вторых и третьих смыслов картины.

В «Престиже» не просто борьба между техникой и искусством, здесь можно поставить поп-музыку и альтернативное звучание. Если быть строже, то это даже битва между старой викторианской эпохой и новым, забитым под завязку электроникой, веком.

Что это? Фокус? Чудо? В любом случае, ждем ответного хода Финчера, который уже около шести лет снимает своего «Зодиака». Тогда и поймем, кто в доме хозяин.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz