Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Евтушенко: "Культур-мультур" чиновников губит не только физическую культуру


В прошлом году широко отмечалось 75-летие поэта Евгения Евтушенко. 18 июля нынешнего года в Политехническом музее прошел семнадцатый по счету традиционный творческий вечер художника, приуроченный к дню его рождения. Однако даже сам поэт был удивлен, когда узнал, что есть еще люди, которые помнят о другом его юбилее 2009 года - 60-летии со дня первой публикации, сообщает сайт "Родной газеты".

Улица Гоголя в подмосковном Переделкине. Этот адрес известен не только любителям поэзии. Сюда многие годы шли и продолжают приходить сотни писем из самых дальних уголков России, всего огромного мира. Люди хотят получить ответы на самые насущные вопросы: о любви, о детях, о том, как пережить предательство близких, как выстоять в кризис, о прочих житейских бурях. Пишут потому, что здесь живет поэт, которому верят, с чьими стихами, хранящимися на книжных полках, наряду с главными фамильными ценностями, подросло-прозрело не одно поколение. В подмосковное Переделкино поздравить Евгения Александровича приехал журналист Владимир Попков.

- Евгений Александрович! С юбилеем вас!

- Что-то ты путаешь, дорогой Володя. В прошлом году отмечали.

- Знаю, конечно. Но о другом юбилее речь. С шестидесятилетием первой публикации в «Советском спорте». В 1949 году у вас вышло стихотворение "Два спорта". Чем не информационный повод?

- Господи! Да, да… Точно. Знаешь, я очень гордился этим стихом. Ведь первое – всегда первое. Поэтому незабываемое.

- И сколько после сделано-переделано? Будет, наверное, что вспомнить, оглядываясь со взятого юбилейного рубежа?

- Да, и об этом, в частности говорится в книге "Моя футболиада". Ты знаешь, футбол – метафора нашей жизни. Думаю, среди моих лучших работ – стихи "Матч СССР – ФРГ 1955". Я читал их и в США, и в Праге, и в Венгрии, и в Германии, и в Петербурге, и в Москве. Во время выступлений (как сейчас принято говорить) в Украине, люди стоя аплодировали этому произведению. Как когда-то "Бабьему Яру". Через футбол можно многое сказать Родине, человечеству. Но это надо слышать. Увы, наше министерство спорта оказалось глухим, там "слабослышащие" чиновники замотали книгу, хотя мы заранее о ней договаривались.

- Зато в СМИ идут баталии вокруг договорных матчей, бесконечно, как в вашем стихе, разоблачают физкульт-функционеров, тех кто "на ногу нечист"…

- К сожалению, все происходит потому, что не только с желанием слушать и умением слышать стихи, но и с элементарной "культур-мультур" у многих чиновников большие проблемы. Спорт для них это только деньги, торговля чужими ногами. Искусство и литература для этих людей попросту не существуют. Складывается впечатление, что единственные книжки, которые они держали в руках, это их собственные, чековые. Вообще печально, что у нас сейчас в различных ведомствах и департаментах вовсю процветают лишенные минимального интеллекта ушлые "стололазы", чья единственная идеология – деньги. Я вот выступал месяц назад в Полтаве. И полтавчанам так понравились мои стихи о легендах советского футбола Боброве, Хомиче, Стрельцове, что они взяли и за месяц выпустили эту уникальную книгу. Она, уверен, будет не только интересна болельщикам, но и нужна нашим юным футболистам, тем, кто только входит в жизнь. И уверен – доживу до того дня, когда они станут чемпионами мира! Потому что, слава Богу, есть еще на свете идеалы, как у наших великих футболистов прошлого, которые – выше денег...

- Вы сейчас такую глыбу на себя взвалили - "Строфы века"? Не страшно? Все-таки это чужие стихи, не ваши.

- Чужих стихов, как и чужой боли, не бывает, Володя! Тем более, как могут быть чужими стихи Брюсова, Ахматовой, Цветаевой? Я не хочу, чтобы при всех обстоятельствах их занесло песком времени. Тогда впереди нас ждет неизбежное: "распалась связь времен".

- Что бы вы хотели пожелать москвичам, среди которых великое множество почитателей творчества Евгения Евтушенко?

- Мы не должны позволить некультурным чинушам, путающим личный бизнес с государственным, продолжать гнуть линию преступного равнодушия к России. К ее поэзии, духовным основателем которой был Пушкин. У нас в Москве столько лет уже не проводятся фестивали поэзии – ни международные, ни национальные. До сих пор депутатами не введен в календарь День поэзии. Исчезли былые регулярные симпозиумы с участием крупнейших писателей мира. В то время, когда почти все региональные университеты проводят поэтические вечера, наша любимая столица Москва, к сожалению, является в этом отношении самым отсталым городом. Это при наличии в правительстве города целого управления культуры! Что, интересно, делают его чиновники, чем управляют? Или литература с поэзией – не культура, или эти граждане случайно оказались в своих креслах. Творческий путь как таковой бывает полноценным и достойным описания, только когда ты действительно движешься. В прямом смысле любишь быть в дороге. Я, наверное, из таких непосед. Постоянно выступаю от имени России и ее столицы Москвы во всем мире и регионах нашей страны. Занимаемся организацией выступлений сами. У нас, к великому стыду, до сих пор ни в Москве, ни в России нет столь необходимой организации, как лекционное бюро "Писатель-читатель", которое устраивало бы творческие встречи на предприятиях и в учебных заведениях, пропагандировало бы поэзию. Сейчас, со ссылкой на экономический кризис, поэтические выступления отменяются. Или их попросту превращают в салонно-маргинальные сборища. Поэзия при этом теряет свою главную ценность – духовность. Что, Россия настолько поглупела, что ее ничего, кроме глянца с гламуром, уже не интересует? Сон разума должен прерваться наконец. Согласно всем известному закону диалектики, количество неизменно когда-то переходит в качество. И мы, практикуя подобное, имеем все шансы в одно прекрасное утро проснуться неандертальцами в шмотках "от-кутюр". Но не по "дресс-коду" определяется – что у человека в голове. Дальше так продолжаться не может!

- Евгений Александрович, не взыщите за "архиоригинальный" журналистский вопрос о творческих планах.

- Планов превеликое множество. Но среди самых важных и неотложных дел – постановка совместного чилийско-российского фильма по моей поэме "Голубь в Сантьяго", направленной против состояния упадничества и пессимизма, страшного явления – массового суицида среди молодежи. Это кровоточащая тема, требующая немедленного вмешательства. Здесь как на "скорой" – надо бросаться спасать, а не рассуждать о том, как это трудно делать.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz