Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Вавилон", приведенный в порядок


Вавилон: метафора не отличается особенной оригинальностью или сложностью. Понятно и без словаря, что это многофигурная драма о непонимании или нежелании понимания. Пять языков, четыре страны, три континента – вот геополитический бэкграунд «Вавилона». Всё равно где: в многомиллионном мегаполисе или в марокканской пустыне – персонажи страдают от несовмещения культур, языков, неспособности слышать друг друга в прямом и переносном смыслах. Даже в своих самых оптимистичных моментах лента предполагает не самый оптимистичный финал: поверхностное знание Ветхого Завета или истории настраивает на ожидание неминуемой трагедии. Тяжелое, но захватывающее впечатление.

В первые же минуты «Вавилона» на экране появляется винтовка, которая, по Чехову, непременно должна выстрелить, что вскоре и происходит, заведя, таким образом, механизм сюжета, в котором участвуют четыре семьи (поначалу вне зависимости друг от друга), живущие на разных континентах и не знающие друг друга. Один случайный выстрел, прозвучавший в пустыне Марокко, является стержнем, на который нанизаны, как на ёлку, четыре человеческие трагедии.

Алехандро Гонсалес Иньярриту подтверждает известную фразу Толстого, продолжая исследовать человеческие страдания (что проявилось в его предыдущих работах «Сука-любовь» и "21 грамм"): "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".

Если у мусульман подстрелить человека и подглядывать за собственной переодевающейся сестрой – один и тот же срам, то у мексиканцев таким же позором может стать невозможность переехать границу с США в любом, даже пьяном, состоянии. Нехитрое сплетение судеб должно было бы поставить акцент на одной из историй. Но киноновеллы объединяет не столько злополучный выстрел, сколько мысль режиссера о первенстве семейных ценностей. Вынесенные на постере фильма на первый план Брэд Питт с Кейт Бланшетт вовсе не являются главными героями, и их история не становится приоритетной. Здесь все равны, и каждое несчастье одинаково тяжело для любого из героев картины. Поэтому даже сравнивать игру актеров: как найденных в пустыне пастухов, так и мегазвезд кино, невозможно (хотя, объективно говоря, стоит отметить, что Гарсия Берналь и Адриана Барраза «делают» голливудских звезд на раз, в то время как, к примеру, Брэд Питт откровенно халтурит, играя в привычной маске a-la продолжение фильма "Семь").

Порой фильм, почти полностью снятый «с плеча», срывается в сентиментальность (в сцене мексиканской свадьбы), порой – в жесткий натурализм (лечение героини Кейт Бланшетт в одной из пустынных деревень, оторванных от цивилизации). Но несмотря на распространенную и даже уже порядком набившую оскомину семейную тематику, в отличие от иных карамельных американских лубков о семье как важной составляющей бытия, "Вавилон" ничего не провозглашает, а констатирует.

Фильм Иньярриту хорош всем, кроме одного: он претендует на «Оскар» (7 номинаций). В таком положении любой фильм может оказаться под особенно пристальным вниманием и, следовательно, любой европейский зритель будет изначально искать минусы, а потом уже и плюсы. И за это его ужасно жаль: подобное почти трехчасовое столпотворение достойно не детального рассмотрения, а спокойного погружения зрителя в плотную и вязкую ткань повествования.

Трудно сказать, достроен «Вавилон» до небес или нет: слишком уж сложная структура, но порядок внутри этого столпотворения обеспечен. С такой командой гипотетически сотворить бардак практически невозможно. Впрочем, все зависит от каждого конкретного зрителя: насколько легким ему покажется эта многолинейная структура.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz