Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Будни звезд балета показали на сцене Большого театра


Поставленный в 1963 г. миниатюрный шедевр родился из ежедневного, обычного класса для балетных артистов, проводимого по авторской системе преподавания классического танца Асафа Мессерера. Для того времени «Класс-концерт» стал исключительным, авангардным явлением в советском балете Неизменный успех у публики – не только в СССР, но и в Европе, Азии, Америке и Австралии – объяснялся, в частности, тем удовольствием, с которым несколько поколений звезд Большого отдавались этой хореографии, дававшей возможность для небывалой эмоциональной свободы и импровизации. Главную роль – Учителя классического танца – в спектакле неизменно исполнял сам автор одного из лучших в мире учебников классического танца, т.е. Асаф Мессерер.

Алексей Ратманский, верный своей политике постановки спектаклей, которые нигде больше не идут, пригласил для восстановления «Класс-концерта» другого представителя той же знаменитой балетной династии. Племянник легендарного Асафа Мессерера, Михаил Мессерер, некогда танцор Большого, эмигрировавший на Запад в 1980г., последние 25 лет активно работает в качестве приглашенного педагога-балетмейстера в первоклассных балетных труппах мира, в частности, в Королевском балете Ковент-Гарден, в Парижской национальной опере, в Американском балетном театре, в Миланском Ла Скала.

К архитектонике первоисточника Михаил Мессерер подошел с максимальной деликатностью, хотя сам принцип балета, рождающегося из индивидуальности танцовщиков, позволил не только обогатить постановку находками Асафа Мессерера из нескольких его версий (в зависимости от состава) но и, порой, соединить несколько версий в одном танцовщике. Ожерелье экзерсисов – от балетной азбуки до фигур высшего пилотажа - исполняется под музыку Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Дмитрия Шостаковича в лаконичной декорации танцкласса – металлические каркасы, аквариум окон-витражей и омут возникающего вдруг, из неоткуда, громадного тонированного зеркала, в котором отражаются и множатся линии, прочерченные в пространстве. Такая персонифицированная, «документальная» хореография, между тем отнюдь не лишена театральности и драматургии. Начиная с "плие" и "батманов тандю" у станка, исполняемых учащимися хореографического училища, упражнения методично усложняются, на "батманах фондю" вступают солисты и постепенно нарастающая техничность выводит на сцену премьеров и прим с их коронными номерами. Кроме внешнего сюжета (отрочество – юность – зрелость), в таком балете-"школе" можно предположить напряженную внутреннюю драматургию – не зависящие от персонажа звезды Большого, попавшие в одинаковые условия класса, неизбежно соревнуются, исполняя параллельно одни и те же элементы. Счастливая возможность подсмотреть за классическим днем балетного артиста совпадает с законом зрительского восприятия – в небольшой период времени столь разные по темпераменту, психофизике и творческому колориту звезды Большого показывают свои коронные номера. Наконец, поклонники могут сравнивать - увидеть несколько сантиметров разницы в высоте прыжка и оценить неповторимость грации.

Для художника-постановщика спектакля Игоря Чапурина «Класс-концерт» - уже третий опыт работы с Большим. На первый взгляд простые, не отвлекающие внимание от танца, сохранившие классические пропорции "тренировочные" балетные костюмы имеют очень сложный крой. Ассиметричная форма складок придает динамику жесту, "раскрывает" движения, усиливает эмоциональность восприятия. (Зеленый (цвет созревания) и синий (цвет лидера) – Чапурин ни разу не использовал такого сочетания в своих коллекциях, а также снежно-белый (все еще впереди) – объединяют в классе разные поколения. "Если бы мне предложили достаточно много работы в балете, я бы бросил остальную работу", - признается всемирно известный модельер

Для премьерного показа 14 и 15 июля «Класс-концерт» был объединен с двумя другими одноактными балетами – недавними премьерами нынешнего сезона, поставленными американскими хореографами. Это "Misericordes" Кристофера Уилдона и агрессивный модерн, "В комнате наверху" Твайлы Тарп, которые, по мнению Алексея Ратманского, будут удачно сбалансированы уроком классического танца.

Танцуют – без преувеличения - все звезды Большого!

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz