Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Милош Форман показал свои "Призраки Гойи"


Милош Форман снимает кино редко, и неудивительно, что во всех его последних фильмах слишком много всего заложено, из-за чего и возникает много вопросов. Если в «Полёте над гнездом кукушки» всё было предельно ясно и понятно, то в его предпоследней работе восьмилетней давности "Человек на луне" было намешано столько, что возникал главный вопрос: "С кем Вы, мастер культуры?"

В «Призраках Гойя» Форман вообще непонятно с кем, точнее, "для кого" и "про кого". Вообще, судя из названия, "про Гойю", но великий испанский художник там вовсе не является ключевой фигурой. Сыгранный Стелланом Скааргардом Франциско Гойя — скорее, рассказчик или художник происходящего. Но фильм и про искусство тоже: какое оно, художественное искусство, бывает разным. Фильм и про испанскую инквизицию. И не только про Испанию, но и про Францию. И про Наполеона. И еще про войну. И еще про любовь.

В общем, как и каждое произведение значительного художника, это весьма многогранная картина. А Милош Форман, как известно, — значительный и значимый. Даже если бы «Призраки Гойя» был снят "для галочки", то этот фильм был бы зачетом почти автоматически. Видимо, талант Формана уже такой степени, что просто "для галочки" не получается. Взяв испанскую инквизицию как фон, он превращает этот бэкграунд в генеральную идею, которая затмевает сюжетную составляющую.

Главный герой, брат Лоренцо (Хавьер Бардем, с каждой своей ролью прекрасно демонстрирующий, до чего может дойти искусство перевоплощения внутри актера и внешне), проводит генеральную линию инквизиции в жизнь. Заодно позирует для Франциско Гойи. Позирует для художника и прекрасная девушка Инес (Натали Портман), заодно попадая под обвинение в еретизме (отказалась есть свинину, а, следовательно, является ведьмой). Лоренцо соглашается помочь Инес за определенную сумму, заодно насилует её. Спустя 15 лет меняется режим и власть, заодно меняется и жанр фильма: он становится мелодрамой, ибо Лоренцо вдруг узнает, что у Инес есть дочь (пятнадцатилетняя, разумеется), работающая проституткой, а сама Инес — старая больная обезображенная женщина.

Главный трюк фильма — это актёры. То, что Форман, как никто другой, знает толк в артистах и как никто другой работает с ними, даже не обсуждается. Но такими прекрасными работами, как в «Призраках Гойя», может похвастаться редкий фильм. Если Скааргард работает аккуратно и без особых акцентов, то Бардем выдает мастеркласс, а Портман же просто проявляет чудеса: играет сразу две роли, Инес и ее дочери.

Форман допустил только одну маленькую ошибку. В своем стремлении к историчности и деталям он создал не суровый фильм об ужасах инквизиции, а костюмную историческую драму с массовкой, дотошной достоверностью и прочими элементами жанра. Для такого режиссера это привычно, но раньше (в «Вальмонте» или "Амадее") у Формана это получалось не так прямо, скромнее, здесь же — почти в лоб. Поэтому на сей раз вопроса "С кем Вы…?" не возникает. Возникает "Где Вы?"

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz