Творческая судьба Рязанова началась стремительно: в начале 50-х на экраны телевизоров выходит фильм «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в одной из главных ролей. Фильм стал шедевром в советской кинематографии. Молодой тогда еще режиссер не побоялся в те сложные времена испещрить картину сатиристическими портретами жадных и себялюбивых чиновников. Последующие творения Рязанова воспринимались "на ура": "Человек ниоткуда", "Предсказание", знаменитая "Ирония судьбы", без которой с 70-х годов уже не мыслимо ни одно новогоднее застолье в России…
Последняя картина режиссера «Андерсен» – "фильм о судьбе и творчестве противоречивого Гения, счастливого неудачника, незадачливого баловня судьбы", - говорят сами создатели. - В фильме сделана попытка показать человека скромного и тщеславного, доброго и скупого, широкого и мелочного, странного и наивного".
Надо отметить, что создателям это действительно удалось: на протяжении фильма зритель успевает и возненавидеть сказочника, и смеяться над ним, и плакать над его тяжелой судьбой.
«Ну и дерьмо ты, братец», - говорит ему его сестра, ставшая проституткой. Мать его проклинает и предпочитает его общество общению с вшивыми, приблудными собаками. Датский принц благоволит к нему и смеется над каждой его сказкой. Главный цензор ненавидит Андерсена за его успех и непосредственность. Сказочник – то великий дурачок своего времени, то – великий писатель.
А вот женщины его не любят. Они считают его своим лучшим другом, наставником, братом, но не любят как мужчину, он неинтересен им как любовник. И эту трагедию великого писателя усиливают последние слова, произнесенные Богом: «…но как ты мог не испытать любви женщины. Вот это-то непростительней всего».
Фильм о наивном человеке априори наивен. В этом нет вины режиссера, это – само собой, ведь невозможно создать серьезную картину о человеке, который всю жизнь писал сказки.
И какими бы не были оценки этой картине (рецензии и комментарии в журналах и газетах еще впереди), Эльдар Рязанов, на счету которого такие выдающиеся картины, как «Гараж», "Берегись автомобиля", "Жестокий романс", "Служебный роман", "Ирония судьбы или С легким паром", "Небеса обетованные", навсегда войдет в историю российского кинематографа, как "самый добрый режиссер ХХ века".
В фильме снимались: Ганс Кристиан Андерсен - С. Мигицко, Андерсен в молодости - С. Рядинский и И. Харатьян, Генриетта Вульф - А. Бабенко, Дженни Линд, певица - Е. Крюкова, Симон Мейслинг, главный цензор - О. Табаков, Кристиан VIII - В. Гаркалин, Анна-Мария, мать Андерсена - О. Мысина, Карен, его сестра - Г. Тюнина, бабушка Андерсена - Л. Аринина, человек с добрым лицом и с нимбом на голове - В. Тихонов, хозяин гробовой мастерской - Э.Рязанов.
Фотографии официального сайта фильма Э. Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви"