Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Владимир Хотиненко: И про Великую Отечественную войну можно сделать комикс


Несколько режиссеров демонстративно сняли свои фильмы с главных номинаций премии Российской киноакадемии «Ника»: Никита Михалков ("12"), Александр Сокуров ("Александра") и Владимир Хотиненко ("1612"). Владимир Хотиненко хоть и не ответил прямо Агентству национальных новостей, чем был продиктован этот поступок, зато объяснил на примере своей ленты, почему историю не только можно, но и нужно иногда упрощать до школьного уровня.

- Вы сняли свой фильм "1612" с номинаций на премию "Ника". Это результат того, что вы обиделись на всех из- за своего фильма? И вообще, что заставило вас снимать упрощенную версию русской истории?
- Это ничего, пустяки! Критика, которой меня завалили после показа "1612", на самом деле, обратная сторона медали, потому что глубокое исследование никто не стал бы смотреть. Его посмотрела бы узкая группка людей, и так никто ничего бы и не узнал про 1612 год. По мне, так пусть меня грызут, зато теперь любой двоечник будет знать, когда это было. Теперь он спокойно может сказать, когда было Смутное время. Ради этого стоило пострадать.

- "Ника"-то здесь при чем? Ведь это был государственный заказ, а не чей-то конкретно?
- К сожалению, это и стало средоточием зла против фильма. Заказ не имеет никакого значения. У нас все картины сделаны по государственному заказу. Все до единой. Потому что всё, абсолютно всё, на государственные деньги снимается. Я уже просто язык стёр приводить примеры. Но никто не хочет слышать. "Государственный заказ" - это не ругательство, это определенная сфера, в которой государство заинтересовано буквально, вот и всё. Больше ничего не имеет значения.

- Кто-нибудь из представителей "государства", властных структур видел этот фильм?
- Во-первых, это меня не очень интересовало, потому что фильм делался для широкой публики – и с этой задачей, считаю, я, так или иначе, справился. Более того, широкая живая дискуссия способствовала интересу к картине. Так что меня больше всего этот вопрос интересовал. Было бы совершенно печально, если бы люди, как вы говорите, "из власти" - собирательный такой образ – посмотрели бы фильм, а остальные – нет. Вот это было бы совсем плохо.

- Несколько лет назад вы выступили с телевизионным проектом "Паломничество в Вечный город". Глубокий, серьезный, с такими мощными актерами и личностями, как Машков, Занусси. Он явно отличается от развлекательного "1612".
- Это больше говорит о моей степени свободы. Я не боюсь пробовать себя в разных жанрах, как минимум. Я никогда этого не боялся, всегда к этому стремился и, мне кажется, добился. Самое ужасное – это страх. Ты стараешься соблюдать своё лицо, и от этого появляется страх: как бы не снять что-то хуже, ниже, что-то другое, что-то, что говорило бы, что это "не я". Я, слава богу, от этого избавлен. Я вообще человек азартный. Для меня это вопрос моего интереса. Если у меня есть внутренняя заинтересованность – всё, это для меня исчерпывающий фактор.

- Странно, что телевидение решилось на проект, подобный "Вечному городу". Это, кстати, какой был канал? "Россия"?
- Нет, Первый. Мне кажется, что это был их последний подобный поступок.

- Не хочется ли вам продолжить эту историческую линию? Ведь после 1612 года много всякого интересного было.
- Я, например, мог бы при определенных условиях снять еще две-три картины о Смутном времени, причем разной направленности, необязательно приключенческие. Всё зависит от того, найдутся ли заинтересованные в этом люди. Вот говорят "заказная картина", а ведь есть еще и продюсеры, готовые вложить в проект деньги. И продюсеры, порой, бывают жестче, чем какой-то заказ. Заинтересованность частного лица помогает снять дорогое кино. Может быть, и заинтересованность государства.

В любом случае, "1612" совсем не исчерпала вопросы о Смутном времени, она их, наоборот, спровоцировала. На самом деле, гибель империи – это интереснейшая вещь. Всё-таки можно поподробнее разобраться. И то не факт, что получится исчерпывающе.

- Есть страницы нашей истории, которые не могут быть упрощены похожим на "1612" образом?
- Что значит упростить? Когда мы учим детей простейшим азам, мы что, принижаем? Упрощаем? Или просто находим форму, которая для них окажется доходчивой? При всей исторической некомпетентности нашего общества, особенно молодежной аудитории, которую я, кстати, обнаружил во время дискуссии вокруг моего фильма, повсюду царит невежество. Подавляющее, чудовищное невежество. Поэтому легкость стиля может быть определенной формой для достижения какого-то уровня знаний. Достигнув его, можно уже перейти на более высокий уровень.

- Фильм "Мы из будущего", который недавно вышел на экран, показывает Великую Отечественную войну с подростковой точки зрения.
- Подождите. Это другой вопрос. Во-первых, слишком много уже фильмов о Великой Отечественной войне. Тема исследована, хотя тоже осталось много неясного, и еще будут картины, которые будут немного по-другому смотреть на этот вопрос. А во-вторых, все равно есть молодежь, которая до сих пор не знакома с этим материалом.

- То есть, по-вашему, могут быть и комиксы на эту тему?
- Могут быть и комиксы. Вопрос другой: комиксы могут и глумиться над идеями, которые были, кто-нибудь может выбрать глумливую форму – тогда надо задуматься, стоит ли этим заниматься? Но все равно комиксы у нас пока еще не работают.
Ведь был Василий Теркин. Очень популярный герой в народе. Это что, упрощение? Это форма. А дальше уже начинается работа над содержанием.

- Почему тогда англичане, итальянцы уже давно (американцы вообще раньше всех: Чаплин, к примеру) могут шутливо показывать Вторую мировую? А мы только сейчас начинаем видеть в ней и что-то не столь пафосное.
- Это опять вопрос формы. Ведь можно сделать на любой базе интересный приключенческий фильм. Вот ты человек молодой, не видел, наверное, мой фильм…

- … "Зеркало для героя"?
- Да-да. Там использован тот же самый прием перемещения во времени, попадание в страшные времена. Это помогает сблизить времена, посмотреть на них вместе, параллельно.

- Это ведь был интересный, масштабный двухсерийный фильм. С приключениями опять же.
- Тогда время было такое, когда такое кино еще могли и умели смотреть.

- Вам не кажется, что идея с перемещением во времени в "Мы из будущего" подозрительно напоминает "Зеркало для героя"?
- Ну что поделаешь… Это еще и Рэй Брэдбери.

- Земекис…
- Да-да (смеётся). Все повторяется. Думаю, это нормально.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz