В числе 11 телеканалов, которым дали статус федеральных, нет ТНТ и РЕН ТВ
Федеральная антимонопольная служба России направила в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) письмо с перечнем федеральных телеканалов.
В соответствии с законом "О рекламе" под федеральным телеканалом понимается организация, осуществляющая эфирное телевещание на территории более пяти субъектов Российской Федерации.
Согласно информации, представленной Роскомнадзором, к федеральным телеканалам по состоянию на 1 марта 2010 года, относятся: 1. ОАО "Первый канал" ("Первый канал"); 2. ФГУП "ВГТРК" ("Российское телевидение", "Россия 2", "Российский информационный канал" ("РИК"), "Общероссийский государственный телевизионный канал "Культура"); 3. ОАО "Телерадиокомпания "Петербург" ("Петербург-5 канал"); 4. ОАО "Телекомпания НТВ" ("Телекомпания НТВ"); 5. ОАО "ТВ Центр" ("ТВ ЦЕНТР - Москва"); 6. ЗАО "СТС-Регион" ("Первый развлекательный СТС", "Домашний"); 7. ЗАО "ТВ ДАРЬЯЛ" ("ТВ ДАРЬЯЛ"); 8. ЗАО "ТВ сервис" ("МУЗ - ТВ"); 9. ООО "Спортивный телеканал 7ТВ" ("7ТВ"); 10. ООО "Телеканал ТВ3" ("ТВ-3 Россия"); 11. ЗАО "Энергия ТВ" ("MTV: Музыкальное телевидение").
Телеканалы ТНТ и РЕН ТВ федеральными не признали.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России направила федеральным телеканалам запросы с требованием предоставить информацию о сумме денежных средств, поступивших при размещении рекламы в эфире телеканала. Также в ближайшее время ФАС России планирует провести совещание с представителями организаций, осуществляющих эфирное телевещание на территориях более пяти субъектов Российской Федерации, по применению статьи 14 закона "О рекламе", сообщили в пресс-службе ФАС России.
Закон "О рекламе" определяет, как должна распространяться реклама на телеканалах, при этом для федеральных телеканалов есть особые требования.
В конце прошлого года Госдума сразу в трех чтениях приняла поправки в закон "О рекламе". Согласно им федеральным телеканалам запрещено заключать договоры на распространении телерекламы с компаниями, занимающим преимущественное положение на рынке. Преимущественным положение распространителя рекламы признается, когда его доля в этой сфере превышает 35% при национальном либо региональном размещении.
Если долей федерального телеканала владеет государство, заключение договора на оказание услуг по распространению рекламы осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса).
В случае если договоры будут заключаться с нарушением новых требований, ФАС вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об их расторжении. Соглашения, заключенные до вступления поправок в силу, признаются действующими не более чем в течение одного года.
Продавцом рекламы на большинстве федеральных каналов является ГК "Видео Интернешнл" (60% продаж телерекламы). Исключение составляют НТВ и "ТВ Центр", сотрудничающие с альянсом "Газпром-Медиа" – "Алькасар" (около 30%) и "Культура", не транслирующая рекламу. По данным АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России), объем рынка телерекламы в России составил в прошлом году 113,7 млрд руб., что на 18% меньше, чем годом ранее.
Между тем, эксперты считают, что ограничение в 35% выгодно прежде всего "Газпром-Медиа", так как оно подрывает господство "Видео интернешнл". Проиграет при этом СТС Media.