Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Валентина Николаенко: Светлая голова актрисе только мешает


"Зачем вы меня взяли в театр?" – спросила звезда "Свадьбы в Малиновке" у режиссера Юрия Любимова. И он ответил: "Из жадности!".

"В детстве посмотрел "Свадьбу в Малиновке" и влюбился в Яринку. И всю жизнь влюбляюсь в женщин, похожих на нее. Интересно, как сложилась судьба актрисы, где она еще играла или снималась?" - такой вопрос задал "Родной газете" Сергей Иванович Кузнецов, почитатель этой незабываемой комедии, снятой в 1967 году. Роль веселой украинской девчонки Яринки в ней сыграла Валентина Николаенко (Лысенко). На съемках сериала "Кодекс чести-4" в Болшеве корреспондент "Родной газеиы" получил возможность расспросить Валентину Петровну о ее жизни и творчестве.

– Валентина Петровна, режиссер "Кодекса чести" – ваш муж Георгий Николаенко. Вы работаете в этой же съемочной группе. Как удается двум творческим личностям уживаться вместе и дома, и на работе?

– Когда семью составляют два творческих человека, это тяжелый случай, потому что у каждого из них, как правило, свой очень четкий взгляд на вещи, и зачастую эти взгляды не совпадают, будь то эстетическое восприятие какого-либо предмета или мнение по поводу меню к ужину. Прожив вместе 35 лет, понимаешь, что первые 15 можно было столько не плакать, не тратить столько нервов на ерунду.

– А с другими мужчинами – режиссерами и актерами, с которыми вам приходилось работать, тоже было нелегко?

– С мужчинами вообще трудно. Не потому, что они хуже или лучше женщин. Они просто другие. Мы как существа с разных планет.

– Вы много времени в жизни посвятили учебе.

– Да, у меня есть и "красный" актерский диплом, и режиссерский, и аспирантура. Знаете, обычно, если хоронят выдающегося военного, то за гробом несут его ордена. Так вот я всегда шучу: когда умру, за мной понесут мои дипломы!

– О какой же из профессий мечтали в юности?

– Сначала о творческих профессиях речи вообще не шло: после школы я поступила в университет на юридический факультет, работала в суде и мечтала о том, чтобы защищать несправедливо обиженных. При этом я немножко увлекалась вокалом и как-то, увидев объявление о наборе в студию оперетты, повинуясь минутному порыву, заглянула туда. Меня приняли! Похвалы режиссера со смешной фамилией Закс буквально вскружили мне голову. Тогда-то я и начала мечтать о том, чтобы профессионально выступать на сцене.

Поступила в театральный институт в Ленинграде. Через год учебы снялась в фильме "Не забудь… станция Луговая". Роль была эпизодической, зато вместе с Александром Демьяненко, обаятельным Шуриком. Однако студенты не имели права без разрешения сниматься в кино, и меня отчислили.

Я уж совсем было решилась возвращаться в юриспруденцию, но тут меня снова пригласили на съемки. Все было, как во сне, я плохо понимала, что происходит. Меня вместе со съемочной группой "Свадьбы в Малиновке" увезли на Украину, нацепили на голову венок, посадили на лошадь. Мне было 18 лет, вокруг одни народные артисты, и я боялась даже подойти к ним…

В общем, полное ощущение нереальности происходящего, я даже пыталась отказываться от денег за съемки, такое это было для меня счастье – быть в кадре со всеми этими ослепительными звездами.

– Что ж, это было замечательным стартом актерской карьеры. Почему же все-таки в дальнейшем вы полностью не реализовали себя как актриса?

– Наверное, потому, что для этой профессии я слишком много думала и анализировала. А актрисе не нужно быть умной, светлая голова ей только мешает. У артиста, как у ребенка, должны сохраняться непосредственность и вера. Ум же – это способность к анализу, и чем его больше, тем меньше веры.

К сожалению, я не сразу это поняла. Снявшись в нескольких картинах рядом с замечательными актерами, я пришла лишь к одному выводу: что не умею ничего! Решила продолжить образование. Вернулась в Москву, и меня приняли сразу на второй курс Щукинского училища, по окончании которого я стала артисткой театра.

– В каком театре вы служили?

– Меня брали в два театра: в Театр им. Маяковского и "Таганку". "Маяковка" – хороший классический театр, однако "Таганка" в то время, в 1971 году, была на пике моды и казалась недостижимой, как космос. Конечно, я выбрала ее.

Наверное, зря. С институтских времен избалованная вниманием, я недоумевала: почему мне не дают главных ролей? "Зачем вы меня взяли?" – спрасила я у режиссера Юрия Любимова. И он ответил просто замечательно: "Из жадности!".

И я поняла, что можно годами ждать, вдруг я ему когда-нибудь где-нибудь понадоблюсь. Пожала плечиком, фыркнула и ушла из театра.

– Как дальше развивались события?

– Я буквально оказалась на улице, поскольку тогда у представителя творческой профессии было гораздо меньше возможностей реализовать себя, чем сегодня. У меня уже был ребенок, муж-артист зарабатывал мало, возникли трудности с жильем, и я сказала: "Хватит!" Устроилась на киностудию "Мосфильм", отдала кинопроизводству семь лет.

– Со своим нынешним мужем, Георгием Николаенко, впервые встретились на "Мосфильме"?

– Это было во время съемок, на которые он приехал из Алма-Аты, а я там работала в качестве заместителя директора. Он очень хорошо умел слушать, и я рассказала ему обо всей своей жизни. У меня была семья, у него тоже, и я ни на секунду не могла представить, что мы когда-нибудь будем вместе. Однако через два месяца мы поняли, что не можем друг без друга. Бросили свои семьи, сняли комнату, стащили тарелку, чашку и вилку из кафе на Арбате и стали жить.

Потом Георгий окончил высшие режиссерские курсы, они с коллегами часто собирались вместе, что-то обсуждали и решали, а я была как-то в стороне. Так что фактически назло ему я поступила на режиссуру, стала заочно учиться на театрального режиссера, чтобы стать с ним рядом, доказать, что я чего-то стою.

Защитила диплом, поставила два спектакля. Впрочем, режиссера из меня тоже не получилось, потому что эта профессия требует полного погружения, абсолютной отдачи. Я не чувствовала, что мне интересно будет посвятить всю себя этой работе. Тем более что параллельно я поступила в аспирантуру.

Один раз, занимаясь своими аспирантскими делами, зашла посмотреть, как учат актеров. Вот там я и осталась, поняв, что это мое. В результате набор моих профессиональных и личных неудач воплотился в замечательную профессию педагога, потому что я знаю практически от "А" до "Я", как надо и не надо играть: все пройдено и прочувствовано на собственном опыте.

– Вашими учениками были актеры Екатерина Гусева, Елена Захарова, Даниил Страхов, Александр Семчев и многие другие. Они с большим уважением отзываются о вас как о прекрасном педагоге. Насколько это, по-вашему, важно – дать студентам максимум знаний, чтобы из них вышли настоящие профессионалы?

– Профессионализм – это очень важно, и не только в кино, в театре, на телевидении. В смутное перестроечное время у меня возникла такая формулировка: "От чего погибнет Россия? – От мусора и от дилетантов!".



Валентина Петровна Николаенко (Лысенко) в 1971 г. окончила Высшее театральное училище (ВТУ) им. Б.В. Щукина (курс Ю. Катина-Ярцева). Была однокурсницей Натальи Гундаревой, Натальи Варлей, Владимира Тихонова и Константина Райкина.

С 1986 г. педагог ВТУ им. Б.В. Щукина. С 2001 г. профессор кафедры мастерства актера.

Как актриса снялась в фильмах: "Не забудь… станция Луговая", "Свадьба в Малиновке", "Бой с тенью", "Шутки в сторону", "Досье человека в "мерседесе", "Спасенному – рай", в сериале "Кодекс чести-3".

В качестве сценариста участвовала в работе над сериалом "Закон и порядок. Преступный умысел" (2007).

В качестве сорежиссера сняла в 2006 г. телевизионный художественный  фильм "Утесов. Песня длиною в жизнь".

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz