Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Сергей Соколов: Создавая продюсерский театр, мы действовали вопреки


Здесь ставят спектакли первые режиссеры страны - Адольф Шапиро, Георгий Цхвирава, Александр Кузин, Константин Богомолов, его постановки выезжают на престижные российские и международные фестивали. «СамАрт» дважды выдвигался на соискание национальной премии "Золотая маска": в 1998 со спектаклем "Бумбараш", в 2003 – "Мамаша Кураж". Сергей Филиппович не любит говорить о себе, любой ответ на вопрос сводит к театру. Пришлось попытаться сплести жизненное и театральное воедино.

- Юбилей прошел - и ладно. Интереснее жизнь театра.
- В котором вы с 1989 года – бессменным директором. Огромная и тяжелейшая эпоха жизни страны. За эти годы вам часто приходилось действовать вопреки?
- Обязанность любого руководителя – действовать вопреки, так жизнь наша устроена. А если сложности в стране, то вопреки всему мы старались сделать так, чтобы эти годы для нашего театра были хорошими. Прежде всего – содержательными.
- У вас шикарная актерская школа – Щепкинское училище. Не обидно, что сейчас это пропадает?
- Не пропадает, потому что в училище постигаешь все направления работы театра. Не о чем жалеть, многое воплощено в работе организатора театрального дела. А это и актерский мир, и техника, и строительство в широком смысле этого слова, и тот результат, который мы получаем.
- А режиссерствовать не пытались?
- Почему, обязательно! Когда я приехал в Куйбышев, то спустя два года в нашем пединституте мы создали театр-студию, я поставил там шесть или семь спектаклей. В «СамАрте» мне довелось оформить, сценографировать несколько спектаклей: "Ночная повесть", "Игра в Микадо" и недавнюю постановку "Валентин и Валентина".
- «СамАрт» уникален тем, что это один из первых продюсерских, интендантских театров в стране…
- Я думаю, что это признак времени, а не конкретно наше желание. Эволюционные процессы, которые происходили в стране, подтолкнули нас к этому. Такой театр можно назвать продюсерским или театром антрепренера, как его называли когда-то. В «СамАрте» так сложилось не потому, что кто-то не допускается к художественному руководству. Дело в том, что сегодня очень большая проблема с режиссурой…
- Эта режиссура еще и не стремится в провинцию…
- Конечно. Здесь есть разные преграды, прежде была большая оседлость режиссуры, которая стремилась в провинцию и возглавляла театры, решая свои творческо- честолюбивые задачи. Сегодня режиссеры стали более рациональными, не хотят брать на себя груз руководства коллективом. Возможно, это и верно – у них творческая профессия.
Та противоречивая модель, которую мы отстаивали на протяжении этих лет, оказалась жизнеспособной.
Поверьте, если бы рядом был по природе своей художественный лидер-руководитель, который бы жил театром, директору было бы проще - он занимался бы своими прямыми обязанностями. Хотя иногда наша модель оказывается выигрышнее. Потому что к одному режиссеру тоже происходит привыкание, а когда приходит один, другой, третий постановщик, и каждый со своим художественным языком – это обогащает актеров, творчество в целом.
- Наверное, поначалу непросто было отстаивать новую модель?
- Да, потому что та модель, которая сложилась в русском театре на протяжении ХХ века, настолько укоренилась, что стала как бы подписанной на всю жизнь. Но выдающиеся режиссеры стали уходить, и возникла проблема, которую должна была решать жизнь. Да, году в 1995-м порой было трудно убеждать руководство, что наш путь – правильный. Но одним из подтверждений этого стало приглашение известнейшего режиссера Адольфа Яковлевича Шапиро. Он, может быть, не взял на себя полной художественной ответственности за театр, но стал разрабатывать новое направление развития «СамАрта».
- Как вам удалось завлечь Шапиро в такую авантюру? Ехать после Рижского ТЮЗа в Самару…
- После уничтожения Рижского театра он вообще остался один в стране. Мы познакомились в 1993 году, потом поехали на Кубу на Всемирный конгресс «АССИТЕЖ». Адольф Шапиро свел нас со многими интересными личностями из-за рубежа. (Так появился "Гамлет" английского режиссера Алэсдера Рамсея.) А в 1996 году Адольф Яковлевич дал согласие быть руководителем художественной программы театра.
- Модель нового театра шла от него?
- Совершенно верно. И сейчас мы продолжаем работать совместно. Сегодня мы уже представляем, чем должны открыть новый зал на 500 мест, но пока говорить об этом не буду.
- Правда, что нынешний зрительный зал «СамАрта» построен за год?
- За восемь месяцев. В апреле 1996 года, уезжая в Голландию на фестиваль и гастроли, мы символически ударили по стене кувалдой. В феврале 1997-го уже репетировали, а 28 апреля играли «Бумбараш». Других вариантов не было.
- В Самаре есть несколько мифов, и один из них – миф о соперничестве Театра драмы и «СамАрта». Есть в легенде доля …легенды?
- В этом нет даже доли истины. Соперничества не было и тогда, когда был театр Петра Монастырского, хотя об этом тоже ходили разговоры. Мы с Вячеславом Алексеевичем Гвоздковым (художественным руководителем драмтеатра – К.А.) познакомились еще в Ростове на фестивале, вместе летели в Самару, когда Вячеслав Гвоздков еще только встречался с руководством области. Целый ряд артистов драмы играли в наших спектаклях. Все строилось очень дружественно, и если кто-то что-то говорит – это миф.
- Можно затронуть больной вопрос? Не так давно из «СамАрта» в Драму перешли несколько артистов. Обида осталась?
- Нет, никакой. Это право каждого артиста. Я не думаю, что это болезненно сказалось на нашем театре. Просто у актеров, значит, есть свои творческие интересы в той программе, которую реализует Вячеслав Алексеевич. Сейчас эти актеры стали студентами Санкт-Петербургской академии театрального искусства – для них это очень важно.
- Вы наверняка отслеживаете спектакль еще на репетициях. Можете вмешаться, если что-то, по-вашему, идет не так?
- Ни в коем случае. Это не прерогатива директора театра. Другое дело, что со всеми режиссерами и художниками-постановщиками мы работаем в тесном контакте. Часто они обращаются за советом. Другое дело, что глобальной коллегиальности в театре не может быть. Театр – учреждение «военное».
- За что вы больше всего любите театр?
- За его непосредственность.
- Вы не хотели об этом говорить, но сколько все-таки часов в сутки проводите в «СамАрте»?
- Много, не скрываю, потому что люблю театр с детства. Я провожу здесь столько времени, сколько нужно театру, а не как того требует Трудовой кодекс.
- В обычной жизни вы так же далеки от консерватизма, как в театральной?
- Конечно. Кроме того, один коллега правильно сказал обо мне, да я и сам это знаю: я сомневающийся человек. Но в какие-то сложные моменты жизни приходится принимать непопулярные решения и говорить жестко, внятно и ясно, что будет так, а не иначе. Это неконсервативно.
- У вас есть большая мечта?
- Очень хочу увидеть полностью готовым наш театральный комплекс. Увидеть перестроенный театр оперы и балета, новое здание театра кукол и реконструированный театр драмы. Тогда я буду счастлив.



Соколов Сергей Филиппович - заслуженный работник культуры РФ, директор Самарского театра-центра юного зрителя «СамАрт».
Родился в 1947 году в Курске, в актерской семье. Окончил Московское театральное училище им. Щепкина при Малом театре (курс проф. Вениамина Цыганкова, Леонида Волкова). Получил приглашение в Куйбышевский театр драмы, где с 1969 года работал актером. Играл в спектаклях: «Материнское поле», "Дети Ванюшина", "Кто ты, Женька", "Город на заре", "Лошадь Пржевальского", "Притворщики", "Старый новый год", "Дульсинея тобосская", "Сердце не прощает", "Если тебе нужна моя жизнь – приди и возьми ее" и др.

С 1978 Сергей Соколов – актер Куйбышевского ТЮЗа (роли в спектаклях «Допрос», "Принц и нищий", "Пеппи длинный чулок", "На дне"), с 1980 года – заместитель директора ТЮЗа, с 1989 года и до настоящего времени – директор ТЮЗа ("СамАрта"). Окончил юридический факультет Московского всесоюзного юридического заочного института.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz