Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






В Новочеркасске находится уникальная коллекции старинных казачьих портретов



Уникальная галерея парадного казачьего портрета начинает свою историю с 1750-х гг и открылась именно с портрета Ефремова. Атаман заказал его иконописцу Киево-Печерской мастерской. На портрете облик Ефремова очень схож с изображением гетманов Украины: пожилой мужчина в роскошном парчовом кафтане, у него седые, выстриженные в кружок, волосы, высокий лоб и орлиный нос. В правой руке Ефремов держит символ атаманской власти – вызолоченный пернач, на боку у него шашка с золоченым эфесом. На груди, на синей ленте с бантом, финифтевый портрет Елизаветы Петровны, оправленный драгоценными камнями. Данила Ефремов, будучи генерал-майором и тайным советником при императорском дворе, тем не менее не отдалялся от рядовых казаков. После смерти атамана почти столетие его могила пребывала в забвении. Надгробная плита и склеп Ефремова лишь недавно были обнаружены на старом кладбище станицы Старочеркасской. В период правления сына Данилы Ефремова Степана коллекция пополнилась картинами столичной школы. Портреты Елизаветы I, Петра II, великой княгини Екатерины Алексеевны, Петра III, Анны Карловны Воронцовой кисти известного портретиста Алексея Антропова появились на Дону в ту пору, когда Степан Данилович жил в Петербурге и возглавлял донских казаков в походе на Петергоф во время переворота Екатерины II.

Сохранился портрет и самого Степана, выполненный неизвестным художником. На нем атаман изображен в полный рост с золотым перначом и в богатой одежде. Этой же рукой написан портрет и жены Степана Даниловича – Меланьи Карповны, созданный, вероятно, к знаменитой свадьбе атамана, приблизительно в 1755 году. Легендарная донская красавица была третьей женой атамана. Она была из простого казачьего рода и до замужества торговала бубликами на Черкасском рынке, где и встретилась со Степаном. Сраженный ее красотой и бойкостью, будучи уже в возрасте, влюбился он в юную казачку, на 20 лет моложе. Вскоре с необыкновенной пышностью была сыграна свадьба, на которой вся станица пировала неделю. Меланья первой на Дону запрягла лошадей в карету. Карета была без рессор, на ремнях, усеянных медными гвоздями. Когда она проезжала по центральной улице Черкасска, горожане почтительно кланялись и говорили: «Сама едет, атаманша Меланья Карповна». Муж задаривал молодую жену нарядами и драгоценностями, которые очень хорошо видны на дошедшем до нас портрете Меланьи. Так, чикилики представляли собой вязаную сетку из крупного жемчуга, которая, выходя из-под головного убора, свисала над ушами. Арест и ссылка Степана Ефремова за растрату стала для Меланьи неожиданным и жестоким ударом: все имущество атамана было отписано в казну, а ей назначено скромное довольствие.

Со смертью Степана в 1784 году закончилось 34-летнее правление династии Ефремовых на Дону. В галерее не только фамильные портреты Ефремовых, но и других знаменитых дончан. Среди них портрет участника Русско-турецкой войны Алексея Краснощекова, походного атамана Ивана Иловайского который изображен в зеленой черкеске, надетой поверх расшитого кафтана, подпоясанного восточным поясом. Коллекция портретов по завещанию невестки Степана Ефремова – Авдотьи Акимовны – хранилась в Старочеркасском женском монастыре, затем в Атаманском дворце в Новочеркасске, а в начале ХХ века картины были переданы в Новочеркасский музей истории донского казачества. Во время Гражданской войны, вместе с другими реликвиями, картины были вывезены за рубеж и вернулись в музей только в 1946 году из Праги.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz