Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Искупление" меняет жанр "английского исторического кино"


На фильм «Искупление» лучше всего идти зрителю, скептически относящемуся к "британскому историческому кино", которое за последние несколько десятков лет сформировалось как отдельный самостоятельный жанр. Фильмы, представленные в этой категории, длинны, для многих скучны, богато костюмированы, сняты, как правило, по известной новелле или роману, похожи на телепостановки и, главное, потрясающе предсказуемы.

В последние годы «британский исторический фильм» изменился в лучшую сторону. Похоже, что английские кинематографисты сами устали от кринолинов и париков и пошли другим путем: одни взялись за социальные проблемы (например, "Вера Дрейк" и еще около ста похожих наименований), другие не отказались от костюмированных драм, но сделали упор на интересные истории и необычные для исторического кино артистические работы (например, "Становясь Джейн Остин").

«Джейн Остин» как имя, как бренд и как стиль вдруг срослись в единое целое со всех точек зрения в вышедшем на этой неделе в российский прокат фильме "Искупление", триумфатора последнего "Золотого глобуса". Так, в недавней экранизации самого известного романа писательницы "Гордость и предубеждение" снялась исполнительница главной роли "Искупления" Кира Найтли. И тот, и другой фильмы снял режиссер Джо Райт.

В фильме про молодость английской писательницы «Становясь Джейн Остин» одним из самых ярких воспоминаний для зрителей стал актер Джеймс МакЭвой, который на сегодняшний момент является если не самым лучшим, то самым популярным из молодых британских артистов (впереди у него – роль Курта Кобейна в голливудском байопике о знаменитом рок-музыканте). Он исполняет главную мужскую партию в "Искуплении". Фильм снят по роману лауреата самых престижных премий Йана Макъеэна, сюжет которого охватывает несколько десятилетий XX века, начиная с 30-х годов.

Герой МакЭвоя – выходец из рабочего класса Робби Тернер, сосед и чуть ли не родной человек для богатых Таллисов. Особенную страсть к нему питают две девушки: тринадцатилетняя Брайони Таллис (её играют трое актрис) и её старшая сестра Сесилия (Найтли). Пока младшая мечтает о карьере писательницы и тайно строит козни против взаимоотношений сестры и соседа, Сесилия любит Робби по-настоящему, а тот отвечает настоящей взаимностью.

Ревность Брайони идет не столько из детского чувства соперничества со старшей сестрой, сколько из ревности к настоящим любовным отношениям взрослых, перед которыми её детские фантазии выливаются в наивные сочинительства. Главный шедевр собственной фантазии Брайони выдает после того, как кто-то изнасиловал её кузину. Дело было ночью, лица не было видно, что дало основания малолетней и еще не состоявшейся писательнице зло и беспощадно предъявить полиции все улики против Робби. Результат – Тернер оказывается в тюрьме, что означает: любовной истории Робби и Сесилии если не сейчас, то совсем скоро придет самый драматический конец.

Вторая часть картины – это уже Вторая Мировая и последствия той самой выходки Брайони. Визуально это самая красивая (хотя и удивительно вторичная) часть фильма. В частности, здесь есть сцена, когда солдат Тернер, выпущенный из тюрьмы для участия в военных действиях, идет по полю красных маков (см. «Белое солнце пустыни», "9 роту" и другие образцы маков).

Здесь есть пятиминутная сцена, снятая одним дублем, стилистически совершенно выбивающаяся из всего повествования, с двухтысячной массовкой, кораблями, футболом, пьяными солдатами, лошадьми, от которой многие критики впадают в невероятное восхищение. При этом, чему тут восхищаться – непонятно; достаточно вспомнить почти десятиминутную жесточайшую баталию в «Дитя человеческом» Альфонса Куарона, также снятую без склеек, многочисленные головокружительные панорамы Брайана Де Пальмы или полуторачасовой хичкоковский фильм-трюк "Веревка". Зато тут есть и более красивая, но менее упоминаемая критиками сцена, где Тернер находится в кинотеатре, где идет "Набережная туманов", что является более метафоричным моментом, чем пресловутые маки.

Третья часть – это уже старая Брайони (её играет Ванесса Редгрейв), вспоминающая о той ночи, которая изменила жизнь её сестры и её возлюбленного. Это и есть «Искупление»: писательство ничто, жизненные фантазии - всё. И, несмотря на понимание вторичности всего фильма, в общем, с финальными титрами зрителю может показаться, что это более интересная лента, чем просто очередное "британское историческое кино".

Возможно, что интерес к происходящему на экране вызывает не только гипотетическое решение англичан разнообразить свой национальный киножанр, сколько то, что роман Йана Макъюнена, легший в основу фильма, был написан сравнительно недавно, в начале этого века. Окажется ли «Искупление» фаворитом не только "Золотого глобуса", но и "Оскара" можно будет узнать в недалеком будущем.

Можно предугадать номинации для МакЭвоя, Редгрейв и, как ни странно, для Киры Найтли, которая в «Искуплении» совершенно неожиданно показала зрителям, что она не только шпагой может махать и в кринолинах бегать, но и на самом деле хорошая английская актриса. Именно последнее и может стать одним из факторов, который может приятно удивить скептически относящийся к подобным фильмам зрителя. Остальные и так будут довольны. 

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz