Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Эмир Кустурица – герой Московского кинофестиваля


В общей сложности для зрителей и журналистов на фестивале приготовлены пять фильмов мастера: первый – фильм открытия, и еще четыре – в заявленной ретроспективе. В понедельник была показана одна из наиболее известных картин - «Андерграунд».

Первые дни 29-го ММКФ показали, что программа с фильмами Эмира Кустурицы стала едва ли не самой востребованной: билеты на сеансы достать практически невозможно, и в залах творится настоящий ажиотаж: зрители оккупируют каждую ступеньку, не говоря о сидячих местах. Такой всплеск интереса к балканскому режиссеру вызывает даже некоторое удивление: в России хорошо знают его творчество, все демонстрирующиеся картины, в том числе ранние, были изданы в нашей стране, в том числе на лицензионных DVD, за последние два года. Причины подобного всплеска интереса могут объясняться самим фактом приезда Кустурицы на Московский кинофестиваль. Возможно, некоторые киноманы захотели вспомнить те фильмы, с которых началось победное восхождение режиссера к вершинам мировой славы. Наверняка, многие просто не видели этих картин.

Кустурица предстал на ММКФ в двух своих «версиях». С одной стороны, это маститый художник, приехавший в Москву с премьерным "Заветом". С другой, начинающий режиссер, снимающий те самые фильмы, которые принесут ему всеобщее признание.

Кустурицу первого, нынешнего, многие упрекают в бесконечных цитированиях самого себя. Это касается и фильма открытия ММКФ, и предыдущего – «Жизнь как чудо». Упреки эти во многом справедливы. Из фильма в фильм у Кустурицы повторяются мотивы – как сюжетные, так и музыкальные (недаром он долгие годы играет в группе The No Smoking Orchestra). Поиск невесты, о котором идет речь в "Завете" - поистине навязчивая идея балканского режиссера. Так, в "Черной кошке, белом коте" дед тоже отправлял внука на ярмарки невест. Деревня – излюбленное место действия фильмов Эмира Кустурицы. По его собственному признанию, вот уже много лет он снимает свои ленты в одной и той же деревеньке. Самоповторы, отсутствие оригинальных идей у талантливых мастеров искусства, когда они из разряда новаторов переходят в стан мэтров – весьма распространенное обвинение. Усталое, неулыбчивое лицо почетного гостя ММКФ как будто подтверждает этот тезис. Так ли это "преступно"?

Эмир Кустурица – уже неоспоримо значимая страница истории кино, и откажись он от важнейшего из искусств вообще (что неоднократно угрожал сделать), его фильмов хватило бы для того, чтобы оставаться одним из лучших кинематографистов в мире. Мало кому удавалось cтоль талантливо и без пафоса рассказать о своем народе так, чтобы это стало интересно всем зрителям независимо от национальности.

Так, фильм «Андерграунд» (призер Каннского фестиваля 1995 г.) - одна из недосягаемых вершин, которую взял Кустурица, – трагикомическая притча о Югославии, охватывающая историю страны начиная с Второй Мировой войны и заканчивая гражданской войной 90-х. Однако, эта картина не похожа на пособие по истории, здесь режиссер смог по-новому рассказать о жизни обычных людей на фоне страшных событий на их родине. Большая часть героев, участники антифашистского сопротивления, проводят сначала годы войны, а потом и десятилетия после ее завершения в подвале, делая оружие для боевых товарищей наверху и думая, что боевые действия продолжаются. В подвале рождаются дети, никогда не видевшие белого света, и когда люди выбираются наверх, то путают оленя и лошадь, луну и солнце, съемки фильма про войну с атакой фашистов. После "Андерграунда" Кустурицу попрекнули, что тот встал на сторону сербов (особенно в изображении гражданской войны новейшей истории). "Быть политкорректным - значит снимать фильмы для Диснея или быть европейским Диснеем. Это не помогает кинематографу", - парировал режиссер.

Помимо югославов, Эмира Кустурицу вдохновляют цыгане. «Время цыган» (приз Канн за режиссуру в 1989 г.) - грандиозный проект, состоящий из пяти серий (на ММКФ был показан вариант с укороченным хронометражем – для кинотеатров), создававшийся несколько лет. Режиссер снял непрофессиональных актеров-цыган вместе со своими любимыми артистами. Нисколько не идеализируя цыган, без прикрас показывая все стереотипы, с которыми они ассоциируются у человека цивилизации – грязь, воровство, торговля детьми, попрошайничество – автор ленты вызывает в зрителе сострадание своим героям. "Время цыган" по жанру ближе всего к античной трагедии со своим трагическим героем, погибающим в конце. Через несколько лет после выхода фильма на экраны на том же, "цыганском" материале, и с многими актерами "Времени цыган" была снята одна из самых известных комедий Эмира Кустурицы – "Черная кошка, белый кот".

«Цыгане – совершенно особые люди, – считает Кустурица. - Они маргиналы. А я обожаю маргиналов, у них жизнь и сознание незамутненное, почти детское, они не участвуют в этой нашей запрограммированной жизни. Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И все. Ничего лишнего. Я сам пытался стать маргиналом, но уже поздно было».

Влияние Эмира Кустурицы ощущается на ММКФ не только в рамках авторской ретроспективы. Так, один из фильмов, принимающих участие в основном конкурсе, «Путину» Валерия Огородникова (известного российского режиссера, скончавшегося в 2006 г.), можно считать своего рода калькой творчества знаменитого югослава на русский лад. Вот музыка "под Кустурицу" (и автора саундтрэков его ранних фильмов Горана Бреговича), вот безумные героя из простонародья, как у Кустурицы, побег невесты со свадьбы, как в комедии Кустурицы, а вот кошка, словно взятая из "Жизни как чудо". Трудно однозначно оценивать, хорош или плох сам факт появления подобных картин с налетом вторичности. Но для самого Эмира Кустурицы это не более чем очередной знак признания. Признания стиля, который создан одним талантливым человеком, и который не спутаешь ни с чьим другим – даже в чужих картинах.

Фильмография Эмира Кустурицы:

«Завет» (2007)
«Марадона» (2006)
«Невидимые дети» (2005)
«Жизнь как чудо» (2004)
«Истории на Супер 8» (2001)
«Черная кошка, белый кот» (1998)
«Андерграунд» (1995)
«Аризонская мечта» (1993)
«Время цыган» (1988)
«Папа в командировке» (1985)
«Помнишь ли, Долли Белл» (1981)
«Буфет "Титаник»" (1979)
«Невесты приходят» (1978)
«Герника» (1978)

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz