Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Обитаемый остров. Схватка"... за зрителей


Федор Бондарчук предпринимает вторую попытку не только возвратить деньги за самый дорогой фильм в истории современного кино. «Обитаемый остров. Схватка», выходящий на экраны в четверг, это еще и попытка возврата кредита доверия кинозрителей, полученного после беспрецедентного успеха «9 роты».

Это, возможно, задача и поважнее, чем уважение кинокритиков, не оставивших камня на камне от первой части «Острова».

Поделить большую экранизацию не самой длинной повести братьев Стругацких на две части – это только с самого начала казалось попыткой снять хорошую кассу, как это в свое время сделали такие голливудские режиссеры, как Тарантино. Питер Джексон и Гор Вербински и прочие. После просмотра «Обитаемого острова. Схватка» (то есть второй части гигантского проекта Бондарчука) можно с определенной долей уверенности сказать, что на самом деле это был, скорее, вынужденный художественный шаг, чем маркетинговый ход. Можно сколько угодно кривиться и не верить Федору Сергеевичу, говорящему о том, что второй «Остров» - не совсем продолжение, а больше другой фильм, отличный от первого, и что просидеть в зале четыре часа кряду нереально, поэтому пришлось пилить фильм на две части, но теперь можно делать выводы. А выводы такие: Бондарчук знает, что говорит, и, главное, - ему есть, что сказать во второй части вне зависимости от первой.

Парадокс, но неудача первого «Острова» играет на успех второй части почти по всем параметрам. В начале 2009 года зритель шел на фильм, надеясь увидеть то, о чем говорил Бондарчук последние два года: масштабное батальное полотно, фантастику, героев, невероятные спецэффекты, интересную историю и так далее. А увидел обратное: странный, если не сказать местами дикий концепт-дизайн, более подходящий для арт-хаусного кино, чем для блокбастера. Прекрасный оператор Макс Осадчий почему-то показал какую-то психоделическую картинку. Наскоро сделанные спецэффекты, никаких баталий, длинный непонятный сюжет. Гламурный падонок Прокурор (Федор Бондарчук) и еще более гламурный, дурашливо улыбающийся герой Максим Каммерер (Василий Степанов). Пресловутый розовый танк, ставший предметом издевок из-за фанерного люка на дверных петлях. Переизбыток героев и сюжетных линий был такой, что зритель не успевал фокусироваться хоть на чем-то, что бы объясняло ему происходящее (в этом плане сильно повезло тем, кто был знаком с литературным первоисточником).

И что же теперь? Теперь зритель, видевший первую часть, будет готов к причудливому ки-арту, к кадрам цвета «вырви глаз» и нисколько не удивится ржавым летающим конструкциям. А некоторые детали на самом деле визуально хороши (сцена на кладбище). Так что обычный посетитель кинотеатра сможет больше сконцентрироваться на сюжете – во втором «Острове» он куда понятнее и яснее очерчен.

Фильм открывается подробным рассказом о том, а что на самом деле было-то. «Ах, вот оно что!» воскликнет зрительный зал, потому что некоторые подробности и вправду при пересказе становятся чуть ли не откровением. То есть некоторые начинают понимать, зачем на землянина Мака Сима, случайно рухнувшего на странную планету Саракш, где горизонт искривлен не так, охотятся двое недобро посматривающих высокопоставленных лиц: Прокурор и Странник (Алексей Серебряков). Точнее, зачем они охотятся – будет совсем уж понятно в конце фильма, и в этом заключается интрига. Для не читавших книгу, рассказывать не будем, скажем лишь, что Бондарчук не то чтобы изменил финал, но по-другому, чем в книге, расставил акценты – и расставил довольно занятно.

Герои стали – наконец-то! – делиться на «плохих» и «хороших». Мак Сим – наконец-то! – уже не улыбается, а начинает осмысленно и нервно осматриваться вокруг. И даже есть эпизод, где его чуть не убивают. Напомним, землянин Каммерер прилетел из такого будущего, где людей сделали практически неубиваемыми. Если только в голову не стрелять (а кому на Саракше придет нелогичная мысль целиться в голову?).

Самое главное. В фильме есть та самая пресловутая танковая баталия. Танки уже не фанерные, а самые что ни на есть железные. Правда, во время всего эпизода план битвы непонятен, как не ясно, и кто против кого, и кто куда едет, и зачем это все, зато очень громко, весело и задорно. Взрывы есть, огонь есть – что еще надо для батальной сцены?

И кстати, длится «Обитаемый остров. Схватка» всего ничего по сравнению с первым «Островом» - всего 105 минут (а без титров и того меньше). Так что даже школьники досидят до конца.

Плохо вот что. При всем вышеописанном раскладе, при том, что Мак Сим яростно цепляется за странную идею опасного для жизни теракта, при том, что Гаал (Петр Федоров) бурно истекает кровью, при том, что Прокурор является уже не зазнавшимся тираном, а настоящей сволочью, при всех натуралистичных сценах, убийствах, опасностях – при всем при этом почему-то никого не жалко. Красиво, конечно, здорово – но если никого жалко, то какой есть ли прок от такой истории? Возможно, некоторые зрительницы будут вздыхать во время схватки между Серебряковым и Степановым (а эта дуэль и является главной, вынесенной в заголовок), а мужчины пару раз ойкнут во время побега Рады (Юлия Снигирь) из тюрьмы, но масштаб и размах во втором «Острове» явно превалирует над человеческими эмоциями. То есть когда подбитая врагами летающая махина падает с большой высоты, то следишь, как эта огромная штука рухнет в воду, а не за тем, как спасутся (и спасутся ли) Гаал и Мак Сим.

Сейчас Бондарчук занят тем, что со своим партнером продюсером Александром Роднянским готовит версию «Обитаемого острова» для международного проката: сводит обе части в одну. Максимально купировав его, убрав кажущиеся лишними сюжетные линии, все равно получаются невозможные для западного зрителя 3 часа 20 минут (с титрами, но без роликов). Сам Бондарчук говорит, что у него уже глаз замылился и, чтобы работать дальше над сокращением хронометража, надо отдохнуть от «Острова» пару недель – и пилить дальше. Пилите, Федор Сергеевич, пилите. Российскому зрителю тоже хочется узнать: можно ли сделать «Остров» динамичным, максимально внятным, более интересным, так как огромный потенциал для этого есть. Тогда, возможно, схватка за зрителя может быть окончательно выигранной. И не только в денежном отношении.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz