Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Начало": Кристофер Нолан и Леонардо Ди Каприо начинают и выигрывают


В российский прокат выходит один из самых долгожданных фильмов года. Во всяком случае, в рейтингах ожиданий зрителей он стабильно до сегодняшнего дня стоял на первом месте. Это "Начало / Inception". Причины такого интереса ясны: создатель фильма – один из самых ярких режиссёров современности Кристофер Нолан, а в главной роли – Леонардо Ди Каприо. Что особенно интересно, "Начало" - фильм слишком сложный для летнего блокбастера, но это не отменяет очередей у касс в кинотеатрах.

Забавно было наблюдать за реакцией кинокритиков на "Начало": создавалось ощущение, что несколько дней после первого показа все выжидали, кто первый осмелится написать и что, собственно, этот смельчак напишет. И как только появилась первая рецензия, все дружно начали выкладывать свои соображения по поводу новой картины Кристофера Бойла. Хвалить, перехваливать, путаться в формулировках и списывать друг у друга различные видения сюжета.

Да, фильм трудный и его нельзя не хвалить за многие заслуги. Кристофер Нолан для современного кинематографа - примерно то же, что Лукас, Спилберг и Коппола для кино 70-х. К Нолану в компанию стоит добавить Дэвида Финчера - и расклад получается вполне здоровый. Видимо, недаром фильмы Нолана и Финчера ставят буквально хвост в хвост. Вышел "Тёмный рыцарь" - в тот же год выпустили и "Бенджамина Баттона". Сейчас, после "Начала", все ждут финчеровскую "Социальную сеть", которая тоже выйдет вот-вот.

В чём трудность фильма? В том, что его сюжет - как лабиринт. Сон про сон про сон про сон. Мысль об идее, что мысль про идею. Лента Мёбиуса. Врытая в землю остриём вниз пирамида. Ёлка наоборот, где никто не знает, как глубоко находится её макушка. Парадокс и оксюморон: подлинное удовольствие для умного киномана, которое легко может смотреть и неподготовленный случайный зритель. Шопенгауэр с бюджетом в $ 200 млн.

Нолан вообще никогда за простотой не гнался и не гонится. Можно даже сказать, что он с маниакальным упорством даже в максимально удобную форму вносил подтексты и скрытые смыслы. "Бэтмана", историю про дядьку, любящего переодеваться по ночам, он превращал в вопрос: так кто из нас здесь настоящий герой? Дневник фокусника даже для знакомых с первоисточником, романом "Престиж" о поединке двух гениальных престидижитаторов, заканчивался настолько неожиданно, что приходилось пересматривать его несколько раз, чтобы понять, где здесь фокус. А "Мементо" о человеке с проблемами с памятью, насколько известно, и вовсе шёл с конца к началу.

В "Начале" всё то же самое. Простейшая история ограбления. Простейшая история несчастной любви. Но, погрузив всё это в сон, Нолан сделал финт, какого и не припомнишь. Ограбление действительно очень простое. Кобб (Леонардо Ди Каприо) разработал систему воровства с помощью вхождения в сны. Во время одного не слишком удачного "налёта" ему ставят заказ: влезть в сознание молодого магната Роберта Фишера (Киллиан Мёрфи опять у Нолана проводит чуть ли не полфильма с мешком на голове), но не для того, чтобы украсть, а наоборот. Требуется вбить в голову идею, чтобы разрушить империю конкурента.

Все напарники Ди Каприо отказываются, однако сам Кобб корчит недовольную мину и признаётся, что уже делал такое однажды и готов взяться за работу в обмен на то, что он получит возможность вернуться в США. Там его ждут дети и ищут все органы госбезопасности.

Как Кобб, так и сам Нолан собирают прекрасную команду из молодых и талантливых со всего мира. Это правая рука Кобба (Джозеф Гордон-Левитт, парнишка из "500 дней лета"). Это "Архитектор" (Эллен Пейдж, беременная школьница из "Джуно"). "Имитатор" (Том Харди, будущий "Безумный Макс"). "Химик" (Дайлип Рао, доктор из "Аватара"). И в придачу к ним напрашивается заказчик преступления (Кен Ватанабе), чтобы проследить, куда уходят его инвестиции.

Операция, согласно плану "Архитектора", тоже сконструирована на разных этапах чётко и красиво. Сон номер один, в котором есть сон номер два, в котором есть сон номер три. Особенно захватывает то, что каждый из снов имеет свой хронометраж: каждый сон длится быстрее предыдущего. То есть получается, что почти всё ограбление мозга Киллиана Мёрфи проходит в момент падения грузовика с моста в реку (выход из сна – всегда или падение, или смерть) из первого сна, чуть меньше - в гостинице из второго сна, и самую малость – в снежных горах из третьего. Есть ещё чистилище, лимб, из области подсознания, но это как раз осложнение, как и полагается в каждом фильме про ограбление.

Осложнений здесь три. Это то, что персонаж Мёрфи тоже в своё время проходил на поверхностном уровне теорию проникновения в сны. Потом, это "проекции" - подсознательные элементы, в данном случае – боевики с автоматами, идущие по пятам за компанией. И третье осложнение – это сам командир Кобб, с которым и связана история любви.

Эта романтическая линия тоже весьма бесхитростна и трогательна, как и все любовные линии. Кобб и его жена (Марион Котияр) в своё время серьёзно занимались изучением снов. В один момент жена перестала понимать, где реальность, а где – нет, после чего Кобб трагически потерял свою любовь, и теперь она и дети являются ему в самое неподходящее время  в виде проекций (напомним ещё раз, проекции – это не сон, это включающееся подсознание), что портит всё действие операции.

"Начало" выстроен строго, мощно, с обязательным хуком в конце, именно из-за него и стоит морщить лоб. Собственно, из-за этого зрители, которым понравится фильм, и будут ходить на него ещё и ещё, чтобы рассмотреть подробности. Обозреватель Агентства национальных новостей до премьеры ходил на "Начало" три раза и всё равно выходил из зала с огромным количеством вопросов. Впрочем, при чём тут обозреватель: говорят, что сами актёры не понимали, что они играют.

Возникает вопрос: что ж такого сложного в "Начале", если всё так хорошо и ясно продумано? Трюк в том, что после каждого эпизода Нолан ставит не точку и не запятую, а как раз именно вопрос. Как бы подмигивая зрителям: думаете, это то всё, что я хотел вам сказать?

Говорят, что в первый свой сценарий автор вкладывает всё, что у него накопилось. Так вот, "Начало" - это первый самостоятельный сценарий Кристофера Нолана. До этого были сиквелы, приквелы, экранизации и скрипты, сочинённые им вместе со своим братом. Поэтому неудивительно, что в свой первый собственный сценарий, который писался 8 лет, режиссёр вложил слишком много. Тут и нелёгкий вопрос о том, что такое идея, вложенная в человека, - бомба замедленного действия или благо? На что может пойти человек ради любви? И прочие вопросы – большие и маленькие. И нельзя не признаться, что это всё довольно банальная проблематика. "Начало" - это и "Вечное сияние страсти", и "Клетка", и "Остров проклятых", и даже где-то "Жена путешественника во времени", и без "Матрицы" не обошлось. Но то, как все эти мало- и среднебюджетные идеи вырисовываются в "Начале", - это действительно мощно.

Мощь здесь – в спецэффектах. И это же одновременно добавляет некоторый комический оттенок. Фильм-то далеко не коммерческий. Но Нолану после "Тёмного рыцаря", собравшего больше миллиарда, студия готова дать любые деньги, даже если грандиозные спецэффекты для него станут просотй безделушкой. Если не считать совершенно сногсшибательной драки в условиях антигравитации, то все остальные монструозные эффекты нужны Нолану чуть ли не для галочки. Ну, подумаешь, поезд мчится по оживленной улице, сшибая все машины – эпизод длится не больше минуты, после чего от него не останется ни следа. Ну улица закручивается спиралью – это чтобы показать, что мозг учащегося "Архитектора" готов к работе. Или ослепительно рушащийся город – это только фон для разговора Ди Каприо и Эллен Пейдж. Да и сам Ди Каприо – сам по себе и спецэффект, и повод сходить на фильм – присутствует на постерах в виде малоразличимой фигурки (или не присутствует вообще).

Ещё более комичным может оказаться то, что зритель-то пойдёт на этот совершенно не развлекательный фильм. Особо любопытствующие сходят и не раз. Свои $ 200 млн "Начало" обязательно отобьёт. И это может стать хорошим знаком: кто знает, может, подростки начнут ходить на более нагруженные смыслом фильмы, чем просто комедия или просто боевик. Даже если на афишах не будет написано "Леонардо Ди Каприо" или "от создателя "Тёмного рыцаря"…

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz