Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Самарский художник Алексей Андрианов отметил вековой юбилей


О начале своего увлечения живописью Алексей Андрианов рассказывает так: - Я родом из села Винновка Ульяновской, в те годы - Симбирской, губернии. Родился в бедной крестьянской семье. Однажды летом к нам приехала отдыхать одна образованная женщина. У дамы был 10-летний сын Алеша. Мне в ту пору исполнилось 14. Женщина была профессиональным музыкантом и занималась живописью у художника Дмитрия Архангельского. Архангельский известен не только как талантливый живописец, но и как краевед, этнограф, коллекционер и передовой педагог.

"Я подружился с Алешей, - продолжает Андрианов. - Как-то мальчик написал натюрморт, а потом они с матерью ушли гулять в лес. Я же взял их краски, бумагу и сделал копию с Алексеевой работы. Вернувшись с прогулки, его мать увидела мою картину и удивленно воскликнула: "Алеша, это ты сделал?!". Алексей ответил, что нет. Тогда мне пришлось признаться в своем авторстве. Дама сказала, что у меня получилось намного лучше, чем у ее сына, хотя со мной никто не занимался. "У тебя хорошие данные для того, чтобы стать художником", - похвалила женщина и вызвалась написать рекомендательную записку к своему учителю Дмитрию Архангельскому, проживавшему в Симбирске. Дама порекомендовала мне сделать, чтобы показать мастеру, две-три работы с натуры".

Спустя некоторое время, Алексей Андрианов отправился в город. Посмотрев его полотна, художник согласился с тем, что у юноши весьма неплохие данные и ему обязательно надо учиться. Андрианов стал заниматься в мастерской у Архангельского. Каждый раз добирался пешком, отмеряя по пять километров туда и обратно.

"Примерно через год в Симбирск из деревни Комаровки приехал Виктор Киселев, учившийся у художника Аркадия Пластова. Я с ним подружился".

Киселев пригласил Алексея Андрианова в Комаровку.

"Туда опять же мы отправились пешим ходом, а это 50 километров!".

По признанию Алексея Александровича, всю жизнь он любил ходить пешком.

"Может быть, поэтому мне и удалось прожить сто лет, - улыбается юбиляр. - Отдохнув денек в Комаровке, мы пошли через лесок в село Прислониху, где жил и работал Пластов. Аркадий Пластов работал над иллюстрациями к произведениям русских писателей, писал жанровые картины, пейзажи, портреты сельских жителей".

Для картин Пластова характерна неразрывная связь человека с природой, пейзажи в его работах помогают понять мир людей. Его герои почти всегда заняты своим привычным делом, а не специально позируют. Работам Аркадия Пластова свойственна простота композиции и мажорная яркость теплых красок.

Два года Алексей Андрианов проучился у Пластова, а затем по его рекомендации поехал поступать на рабфак при одном из художественных училищ Ленинграда. Но стать художником, даже с полученными знаниями, Андрианову удалось не сразу. Началась война. Закончив курсы пропагандистов в университете марксизма-ленинизма, Алексей Андрианов пошел в армию и оказался под Тулой, где был впервые ранен. Комиссаром он участвовал в обороне Москвы и был ранен второй раз - при взятии одного из городов Латвии. После выздоровления получил "повышение" - должность "агитатора полка", и был ранен в третий раз, в бою под Ригой.

"Еще когда я учился на рабфаке, встречался с Луначарским, - вспоминает Андрианов. - Как-то он приехал читать лекцию "Искусство и задачи молодежи". Ему задали вопрос: "Как вы относитесь к выпивке?". Он ответил, что отрицательно. Тогда из зала спросили: "А Владимир Ильич?". Луначарский говорит: "Я спрашивал Владимира Ильича, почему он против курения и выпивки. Он сказал, что трудящийся класс – самый здоровый и прогрессивный, поэтому он не нуждается в отравлении себя ни опиумом, ни алкоголем. Для него нужна и важна трезвость и ясность ума!". Поэтому я встал на путь трезвости: всю жизнь не пил, не курил. В армии давали и водку, и папиросы, а я спиртное отдавал командиру роты, а курево разносил солдатам".

Когда брали Симбирск, Андрианову довелось встретиться с Тухачевским, который командовал операцией.

"Я и Блюхера видел во время службы в армии на Дальнем Востоке, - гордо говорит Алексей Александрович. - На войне я стал комиссаром стрелкового батальона. По ее окончании, хоть меня и уговаривали остаться в армии, демобилизовался, потому что хотел быть художником. Так и объяснил: "К творчеству тянет"".

Приехав в 1946 году в Куйбышев, где у него была родственница, Андрианов вступил в товарищество художников, а уже через год его избрали председателем правления. Главной целью творческих объединений тогда была пропаганда идеологии партии. Выполняя план, надо было написать столько-то пейзажей, столько-то портретов членов Политбюро...

"Приходилось писать и Ленина, Маркса и Энгельса, правда, по фотографиям, - говорит Андрианов. А в свободное время художник писал работы "для души"".

Герои его картин - река, луг, полевые цветы - все то, что связывало мастера с природой, с домом, детством. Картины Андрианова похожи на работы импрессионистов. Изображенные предметы будто окутаны дымкой, как бы светящейся изнутри. Ореол светлых размашистых мазков вокруг предметов создает впечатление, будто художник работал над ней рано-рано утром, при свете лучей восходящего солнца.

"Да, я очень люблю импрессионистов, быть может, поэтому в моих работах есть что-то от них, - говорит художник. - Но я никогда не стремился подражать кому-нибудь".

Работы Алексея Андрианова в основном находятся в частных коллекциях. В музее - только одна. К юбилею известного живописца, члена Союза художников, кавалера орденов Отечественной войны и Красной Звезды, скульптор с мировым именем Зураб Церетели прислал грамоту от Российской академии художеств.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz