Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Черная книга" - приключенческий триллер о Холокосте


Поль Верховен, перед тем как снять свои знаменитые «Робот-полицейский», "Основной инстинкт", "Шоугёлз" и другие ленты, ставшие классикой кинематографа, довольно долго, с 1971 года (не считая работу на телевидении), работал в родных Нидерландах на малобюджетные некоммерческие фильмы. Пусть и недорогие, пусть некоммерческие, но в его золотых руках они становились интересными, добротными приключенческими фильмами – и это при том, что их тематика особенно не отличалась разнообразием: секс, насилие, детектив.

Тема, которая является наиболее заметной в его творчестве – это война и всё, что с ней связано. Если в 70-х годах он снимал реалистичные фильмы вроде «Оранжевого солдата» о героях второй мировой войны, так и кульминацией увлечения Верховена милитаристской тематикой стал "Звездный десант", где Земля будущего показана как огромное нацистское сообщество. В этом своем увлечении его как человека, видевшего войну, трудно не понять.

В «Черной книге» он опять возвращается к тому, с чего начинал. Сценарий фильма он написал еще 20 лет назад, но воплотить задуманное смог только сейчас. Рахель Штайн (голландская киноактриса Кэрис Ван Хаутен), певица еврейского происхождения, с одной стороны вовсю заигрывает с офицерами СС, с другой – помогает борцам движения Сопротивления. Ради сокрытия еврейских корней все началось с обесцвечивания кудрей – закончилось натуралистичным обесцвечиванием лобка. Далее по тексту: доносы, предательства, пытки, омывание в прямом смысле дерьмом и тому подобное.

Что характерно, не все эсэсовцы, оккупировавшие Нидерланды, выглядят жестокими зверями, как их обычно рисуют в подобных фильмах. Мало того, что в конце концов Рахель сама уже теряется, на кого она работает, так еще и повстанцы с их союзниками как благородством, так и мерзостью никак не отличаются от фашистов. Ничего хорошего в нацистах нет, но среди них попадаются и умные до чрезвычайности люди. Из-за таких персонажей «Черная книга» и вышла не драмой о Холокосте, а стремительным триллером, с начала до конца держащим зрителя в напряжении, кое-где срывающимся в жесткую сатиру, направленную против "своих".

Вот этот нечаянный перевертыш заставляет выйти из кинозала с недоуменным лицом: мы ждали психологическую слезливую трагедию в духе «Списка Шиндлера», а попали на шпионский боевик. Не "Семнадцать мгновений весны", конечно, но и не "Молодая гвардия". Хотя парадокс не только в этом. Самое непонятное: такой бы картине идти в лучших залах страны, а его будут показывать как пример независимого кино с малым числом копий в специализированных кинотеатрах. Или всем фильмам, снятым не на английском языке, уготована подобная участь?

На последнем Венецианском кинофестивале «Черной книге», где она выступала в основной конкурсной программе, аплодировали несколько минут. Нидерланды выдвинули эту картину на "Оскар".

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz