Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Тайная жизнь слов" - фильм, который надо не только увидеть, но и услышать


Авторское кино пользуется все большей популярностью в России. Это особенно видно на фоне провала череды голливудских блокбастеров. Поэтому непонятно, почему «Тайная жизнь слов», произведшая фурор в Европе, будет показана в России лишь одной копией.

У фильма неожиданно потрясающий актерский состав. Правда, заметят это немногие - те, кто чтит независимое кино больше, чем мейнстрим. Исполнительница главной роли Ханны, Сара Поли, играла у Терри Гилльяма, Атома Эгояна, Дэвида Кроненберга, Вима Вендерса и еще у дюжины таких же известных режиссеров. Пиком её популярности стала роль в ленте, награжденной в 2003 году всеми возможными европейскими призами, «Моя жизнь без меня» ("My Life without me"), которая стала знаковой и для режиссера, Изабель Койшет.

Второстепенную роль повара сыграл Хавьер Хамара, известный испанский актер, который, как и все известные испанские актеры, сыграл в нескольких картинах Педро Альмодовара - «Дурном воспитании» и "Поговори с ней" (кстати сказать, продюсером "Тайной жизни слов" стал Агустин Альмодовар – брат Педро). В фильме сыграла эпизод знаменитая английская актриса, Джули Кристи, добавившая в этом году к своему известному среди русскоязычной аудитории резюме еще и должность члена жюри XXVIII ММКФ.

Наконец, Тим Роббинс, исполнитель главной роли Джозефа, известен, вероятно, всем (хотя бы за «Побег из Шоушенка»). Актер нечеловеческого потенциала, Тим в "Тайной жизни…" показывает, на что способен настоящий талант. Вся его голливудская карьера, за все 20 лет, что он сделал в Америке, включая удостоенную "Оскаром" и еще массой наград роль в довольно бестолковом фильме Клинта Иствуда "Таинственная река" ("Mystic River"), не способна передать полную палитру профессиональных возможностей, который он использует в ленте Изабель Койшет. Кажется, что он шел в течение своего творческого пути именно к роли Джозефа: на время ослепшего, обожженного, прикованного к койке нефтяника.

Таким образом, мы подошли к сюжету. Есть нефтяник Джозеф (Тим Роббинс), который в безуспешной попытке спасти своего друга от смерти (не зная, что смерть эта – чистой воды самоубийство) не только сильно обгорел , но и повредил сетчатку глаза, что на время лишило его зрения. Есть странноватая Ханна, которая вместо того, чтобы поехать в отпуск в экзотические страны (директор попросил её уйти в отпуск впервые за пять лет из-за, мягко говоря, асоциального поведения, выражающегося в полном отчуждении от своих коллег–рабочих на заводе), устраивается медсестрой на нефтевышке посреди холодного северного моря.

Так и начинается история, разыгранная двоими людьми: он не видит, она почти не слышит (пользуется слуховым аппаратом). Помимо них, на этом ржавом острове сосуществуют, ожидая закрытия предприятия после случившегося несчастного случая, несколько человек, среди которых океанограф, считающий волны, командир, понимающий всю безысходность происходящего, повар, готовящий исключительные деликатесы вместо требуемых нефтяниками гамбургеров, негр, любящий танцевать ночью, еще парочка мужчин и гусь. Такая натура и окружает происходящее.

Но по большому счету ничего-то и не происходит. Сюжет строится на разговорах между Джозефом и Ханной, ухаживающей за ним. Кому-то это может показаться скучным, но сила монотонных волн и скупых диалогов в данном случае посильнее и интереснее, чем в «Остаться в живых». Предсказуемая классическая коллизия о близости, когда раны физические соприкасаются с ранами душевными сменяется откровениями, которые могут пронзить чувственного зрителя мощнее, чем то, что пережили когда-то оба героя. Последующее исцеление Джозефа и его поиски Ханны приводят к заключительной морали, которая поначалу кажется досадным недоразумением. Монолог психиатра внезапно делает картину не тем, чем она кажется, фильмом-перевертышем, о чем хочется рассказать отдельно, но никак нельзя – это должна услышать публика.

Как известно, названия для фильмов выбирают часто не режиссеры, а начальники студий и продюсеры. Но в данном случае совершенно не запоминающееся название «Тайная жизнь слов» точнее всего передает смысл картины. У каждого человека при рождении, по словам режиссера Изабель Коишет, начинает формироваться двойная жизнь. Чаще всего, она заключается в словах: одни мы произносим, другие – остаются внутри, их невозможно высказать. Кажется, что ощущение, которое рождает этот фильм, - это пример второго случая.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz