Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Умные зрители" смотрят на ММКФ документальные фильмы


Девизом программы документального кино "Свободная мысль" этого года стали перефразированные слова героя документальной ленты "Свалка": "Каждый человек может изменить мир. Без него 100 - это всего лишь 99". Являясь уже в течение пяти последних лет одной из интереснейших программ ММКФ, "Свободная мысль" приобрела ещё большую значимость, выбрав в этом году для себя чёткую позицию и концепцию. Результат – полные залы зрителей во время показа картин, входящих в "Свободную мысль".

Кураторы программы документального кино "Свободная мысль" Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал на открытии программы беззастенчиво заявили публике: "Мы рады видеть в этом зале самых умных зрителей фестиваля". И они в чём-то правы. Зрители ММКФ традиционно делятся на тех, кто ходит на конкурс (это, как правило, журналисты и сочувствующие участникам конкурса кинематографисты), кто посещает ретроспективы и спецпоказы (снобы и студентов киновузов), кто смотрит премьеры (невнятно очерченная социальная группа) и, наконец, ищущие актуальное кино.

За актуальность отвечает, в частности, и программа документального кино. Год от года она радует синефилов уникальными фильмами, которые редко можно увидеть в кино, почти не появляющимися на полках в магазинах и не идущие в принципе в телеэфире.

Открыл программу фильм, который взял в этом году "Оскар" за лучшую документальную картину, "Бухта". Лента Луи Сайхойоса запрещена к показу в Японии, а на самого режиссёра в стране восходящего солнца заведено несколько уголовных дел. Всё дело в том, что режиссёр открыл тайну, почему в излюбленном туристическом местечке, городе Тайдзи, так любят дельфинов. Их изображения буквально повсюду. Однако, мало кто догадывается, что этот скромный город является крупнейшим в мире центров торговли дельфинами.

Съёмочная группа нашла бухту, куда привозят ещё живых дельфинов и зверски разделывают их на куски. Финальная сцена, длящаяся около 20 минут, когда прозрачная бирюзовая вода бухты постепенно окрашивается в ярко алый от дельфиньей крови цвет. Финальные титры буквально приводят в шок зрителя: среди прочих побед, совершённых после показа по всему миру этих жестоких кадров, было сделано немало шагов в защиту дельфинов. Среди них: японским школьникам перестали класть в обед дельфинье мясо.

Тему природы затрагивает и другой документальный фильм, являющийся ещё и гала-премьерой ММКФ, "Океаны". Такой чести он удостоился хотя бы потому, что снял его Жак Перрен – автор блокбастера документалистики "Птицы", ставшего одним из самых успешных докфильмов в истории. На этот раз Перрен в качестве исследуемого материала взял подводный мир и показал его так, как никто никогда ещё не видел. Снимая его несколько долгих лет с применением последних чудес техники в сотнях локациях (список  из нескольких десятков партнёров фильмов длится несколько минут), Перрен создал удивительное по красоте полотно. Единственное, за что стоит укорить съёмочную группу "Океанов" – в  отсутствии сюжета. Если в "Птицах" была хотя бы одна слабая сюжетная линия: птицы летят из точки А в точку Б, - то в "Океанах" нет и этого. Получился красивый полуторачасовой скринсейвер. Но с моралью, разумеется, экологической: потепление, уничтожение видов и прочие обязательные темы для рассуждений.

Совсем иные темы исследуют традиционные для "Свободной мысли" фильмы с политическим и историческим подтекстом. К таким в этом году можно отнести фильмы "Дэниэл Эллсберг - самый опасный человек в Америке" Джудит Эрлих и Рика Голдсмита и "Согласные на всё исправляют мир" Энди Бихльбаума и Майка Бонанно. Оба рассказывают о реальных исторических персонажах и оба полностью отвечают слогану программы "99 – ещё не 100".

Первый повествует о сотруднике Пентагона Дэниэле Эллсберге, который в начале своей политической карьеры стоял у истоков пропаганды американской операции во Вьетнаме. Если в середине 60-х он полностью верил в правильность шагов правительства США, когда оно начало вьетнамскую кампанию, то по мере втягивания в процесс, Дэниел понимает, насколько выдуманной является эта война и осознаёт свою ответственность за её продолжение. Итогом стало то, что в 1971 году он выкрал из архивов Пентагона тома секретных материалов и разместил эти материалы в крупнейших СМИ. Дальше последовал почти триллер (авторы фильма и называют "Дэниэл Эллсберг…" политическим триллером) о судах, тюрьмах, бюрократической лжи, который приводит в Уотергейтскому скандалу и завершению войны во Вьетнаме.

"Согласные на всё исправляют мир" снят главными героями ленты - Энди Бихльбаумом и Майком Бонанно. Журналистам известен случай, когда несколько лет назад номер газеты The New York Times вышел с заголовком "Война окончена", остальные материалы того номера говорили о выводе американских войск из Афганистана и Ирака, о восстановлении стабильности на фондовых рынках и других приятных новостях. Люди плакали, когда читали эти утопические заметки. Так вот, людьми, которые совершили эту "диверсию", Бихльбаум и Бонанно являлись лидерами проекта под названием The Yes Men ("Согласные на всё"). Это специалисты по розыгрышам глобального масштаба, их шутки приводили или к осуждению за чрезмерную жесткость, или к поощрению за представление мировых лидеров перед кривым зеркалом.

Наиболее известная их выходка: после страшной техногенной аварии в Бхопале, в результате которой погибло почти две тысячи человек, они притворились представителями виновниками завода Dow Chemical и выступили с объявлением о том, что компания готова выплатить двенадцать миллиардов долларов жертвам трагедии. В результате, случился биржевой переполох, "Согласных на всё" обвинили в цинизме, но сами семьи жертв трагедии испытали несколько суток счастья, сменившихся благодарностью этим двум шутникам за то, что они выставили в дураках глобальную корпорацию, виноватую в смерти людей.

22 июня, в день, когда вся Россия скорбела по погибшим в Великой Отечественной войне, в "Свободной мысли" был показан удивительный эксперимент. Это израильско-польско-немецкий проект "Неоконченный фильм", который сняла молодая израильтянка Яэль Херсонски. Он построен на основе случайно найденных четырёх бобин, оставленных в фашистских архивах, помеченными титлом "Гетто". Как оказалось, в 1942 году в одном из варшавских гетто нацисты снимали наполовину постановочный и наполовину документальный пропагандистский фильм о том, как живётся евреям в гетто. Что-то помешало закончить им эту картину, и Херсонски попыталась воссоздать эту ленту с помощью исходного материала, дневников одного еврея, "игравшего" в этой ленте, стенограммы допросов оператора и жителей этого гетто, оставшихся в живых. Так была воссоздана не только пропагандистская фальшивка, но и честный взгляд на происходившие ужасы, создаваемые нацистами.

Стоит отметить и ещё один документальный цикл, стоящий на 32 ММКФ особняком. Это специальная программа "Александр Сокуров. Интонация". В ней знаменитый российский режиссёр беседует с известными политиками, философами, музыкантами, филологами и другими видными персонами о нашей стране, о пути России, о религии, о месте художника в системе и других интересующих его, его собеседников и, что самое важное, зрителей темах. И, действительно, зрителей это интересует. На эти камерные просмотры получасовых "интервью" с такими людьми, как Арсен Каноков, Борис Аверин, Валерий Зорькин, Сергей Слонимский, собираются полные залы вдумчивых внимательных кинозрителей. В некоторых разговорах Сокуров полностью сходится с собеседником (например, с президентом Кабардино-Балкарии Каноковым), но, судя по реакции зала, не сходится с аудиторией. В некоторых – его точка зрения совершенно не разделяется "интервьюируемым" (как в случае с филологом Борисом Авериным), зато находит живой отклик в зале, который горячо аплодирует и тому и другому чуть ли не через фразу.

О том, что документальный стиль можно назвать тенденцией 32 ММКФ, говорит единственный российский фильм, представленный в основной программе, "Воробей". Снятый видным документалистом Юрием Шиллером. В первом своём полном метре Шиллер недалеко ушёл от своего почерка: большую часть фильма составляют подсмотренные эпизоды в российской деревеньке, а актёры старательно "разводят" детей на реальные, а не прописанные в сценарии рассуждения о планете, чёрных дырах и боге. За этими разговорами и длинными панорамами сельского быта можно случайно пропустить сюжетную составляющую и более чем прекрасную актёрскую игру артистов МХТ и театра Табакова таких, как Кристина Бабушкина и Сергей Угрюмов, но это совсем другая история.

Московский Международный кинофестиваль продолжается и по-прежнему не устаёт удивлять своих зрителей.

МОСКВА, Родион Чемонин.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz