Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






В музее Андрея Рублёва представят редчайшие иконы


На выставке «Слово и образ. Русские житийные иконы XIV начала XX века» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва впервые будет представлен ряд уникальных по своему сюжету житийных икон XVIII-XIX веков. Открытие выставки состоится 21 октября.

В Москве впервые на широкое обозрение будут выставлены около 70 икон из закрытых фондов музея, 14 частных коллекций, а также Музея Невьянской иконы (г. Екатеринбург) и Частного музея русской иконы (г. Москва). Особый интерес, по оценкам специалистов, представляют иконы "Святитель Николай Чудотворец, с житием" середины XIV века (собрание В.А. Логвиненко), "Мученик Мина, с житием" середины XVI века (ЦМиАР), "Богоматерь Тихвинская, со сказанием об образе" 1560-х годов (ЦМиАР), "Апостол и евангелист Иоанн Богослов, с житием" середины XVII века (собрание Г.У. Ершова), "Мученик Феодор Стратилат, с житием" конца XVII века (собрание В.А. Логвиненко) и другие. Житийные иконы представляют собой канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ, передающий суть подвига святого.

На Руси популярность житийных икон была во много раз большей, нежели в других православных странах. Богатый спектр различных идей, смысловых оттенков, которые транслировались посредством житийных изображений в культуре Древней Руси и Нового времени, позволяют рассматривать житийную икону как особое явлении национального масштаба. Экспонаты выставки сопровождены подробными текстовыми материалами, помогающими зрителю не только правильно "прочитать" икону, но и рассказывающие о литературном источнике, лежащем в её основе.

Иконы, созданные изографами-раскольниками в Невьянске и окрестных поселениях, распространялись среди приверженцев старой веры. Старообрядцы могли молиться лишь своим образам, либо очень древним, созданным до середины XVII века. Никонианам или безбожникам не доверялась даже реставрация. Неудивительно, даже закономерно, что невьянские иконы до сих пор обнаруживают не только в Свердловской области, но и в соседних ведь тогда, в XVIII-XIX веках, для старообрядцев существовало, как ныне принято говорить, единое пространство, на котором они жили. До сих пор никто из исследователей невьянского иконописания не назвал точной даты, когда оно началось и даже когда оно кончилось.

Вопрос отнюдь не праздный. Хотя вряд ли можно всерьез рассчитывать на подобную сумасшедшую удачу, чтобы год, месяц, число, а также место создания и фамилия с именем изографа и все было указано на одной иконе. Вернее всего, такой иконы не будет найдено никогда. Невьянская икона с самого начала представляется как драгоценный сплав, полученный в мощном творческом тигле. В нем соединились в целое, причем оригинальное целое, детали многих школ, течений и направлений. В невьянских иконах, особенно ранних, очевидны влияния в первую очередь и более прочих ярославского, а также московского, вятского, позднего строгановского, пермского и других писем и манер.

Невьянское иконописание преобразилось на всех уровнях художественной интерпретации от изысканнейшего миниатюрного письма, не уступающего виртуозностью и сложностью исполнения лучшим образцам изографов царских мастерских до уродливых народных примитивов (краснушек). Выставка будет работать до 31 января 2010 года.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz