Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Каннибал Ганнибал: все то же в нем очарованье


Факты: новый фильм режиссера, ставшего известным после «Девушки с жемчужной сережкой/Girl with a Pearl Earring» (фильме о знаменитом голладском художнике Яне Вермеере) – приквел (предыстория) прославленного "Молчания ягнят/The Silence of the Lambs" (1991) и менее прославленных "Охотника на людей/Manhunter" (1986), "Ганнибала/Hannibal" (2001) и "Красного дракона/Red Dragon" (2002). "Молчание ягнят" - один из самых ярких фильмов ужасов (или как еще называют этот жанр, психологических триллеров) за всю историю кино, взявший в свое время не один Оскар, история противостояния маньяка-каннибала в исполнении Энтони Хопкинса и агента ФБР Клариссы Старинг (Джоди Фостер). Превзойти успех этой картины не удалось ни одному продолжению - очевидно, не удастся и предыстории.

Отечественная кинокритика набросилась на ленту с каннибальским усердием: почти так же главный герой рвет на части зубами свою предпоследнюю жертву. Вероятно, мода на приквелы (первые три эпизода «Звездных войн», "Казино Рояль" о Джеймсе Бонде, снимающаяся предыстория "Властелина колец") вызывает уже своего рода аллергию. Пожалуй, можно согласиться с одним – новый "Ганнибал" не войдет в список шедевров мирового кино. Но это безусловно достойная внимания как широкой публики, так и настоящего киномана работа.

Итак, речь идет о детстве, отрочестве и юности одного из опаснейших и кровожадных преступников мира. Главный интерес к картине построен, безусловно, на том, «что же с ним такое произошло». Поэтому рассказывать сюжет смысла не имеет. Стоит, правда, успокоить ценителей российского кинематографа: Ингеборга Дапкунайте (мать Ганнибала) умрет быстро и без особых мучений. Но именно в детстве, о чем несложно догадаться, с героем происходит нечто ужасное, сделавшее из милого ребенка чудовище. Последняя подсказка: жуткий эпизод из прошлого Ганнибала Лектора связан ни с чем иным, как каннибализмом. Затем сюжет строится на мести, по схеме "от жертвы к жертве", более чем успешно опробованной в "Убить Билла". И здесь не единственная точка соприкосновения Квентина Тарантино и Питера Вебера: есть более чем любопытные эпизоды обучения юного Лектора битве на самурайских мечах, ну и первое убийство с помощью этого благородного оружия – самое "гуманное" в списке людоеда, на сей раз предпочитающего человечине рыбу, пойманную жертвой.

Пожалуй, как ни в один из фильмов про Ганнибала, в сюжет «Восхождения» настойчиво вмешивается история. Вторая мировая война, советские танки, падающие на них немецкие самолеты, фашисты, литовские полицаи, послевоенные поиски бывших нацистских преступников – вот небольшой перечень документальных фактов в картине. Не всегда эти сцены выглядят достаточно убедительно (одно упорное нежелание Ганнибала петь песню про Сталина в советском приюте чего стоит).

Примечателен момент политический – врагами Ганнибала и главными злодеями фильма (куда менее симпатичными, чем страшный людоед) становятся полицаи, выросшие в Литве и примкнувшие на сторону фашистов. Эта сюжетная линия – случайно или намеренно – напоминает о споре между Россией и Прибалтикой об итогах Великой Отечественной войны, о том, предателями или героями были местные эсэсовцы, и фильм о прошлом голливудского киноманьяка парадоксально перемещается на совсем уж родную для отечественного зрителя территорию.

Да и в принципе Ганнибал-то, оказывается, был нашим, советским гражданином (по крайней мере, до побега за границу)! Классовым врагом, правда (его семейство до войны жило в огромном мрачном замке), но тоже антифашистом. Правда, борьба его с фашизмом приобрела весьма извращенные черты со временем.

Говоря о главном герое, нельзя не признать, что фильм получился по-настоящему «актерским». Откровенно слабые места сценария, натянутые диалоги щедро компенсирует игра двоих исполнителей главных ролей – француза Гаспара Ульеля (Ганнибал Лектор) и китаянки Гонг Ли (леди Мурасаки, вдова дяди Ганнибала).

Ульель не новичок на ниве так называемого «культового кино». В его послужном списке главная роль в фильме своего знаменитого соотечественника Жан-Пьера Жене (автора "Амели", "Деликатесов" и "Города потерянных детей") "Долгая помолвка" (2004). Он же снялся в нашумевшем кинопроекте прошлого года "Париж, я люблю тебя" у Гаса Ван Сэнта.

Безусловно, перед 22-летним актером неминуемо стояла «тень» Энтони Хопкинса, на протяжении 15 лет бывшего лицом кровавой истории о Ганнибале Лекторе. Главное, что удалось Гаспару Ульелю – сохранить обаяние образа, созданного предшественником. Безусловно, помогает ему то обстоятельство, что изначально Лектор сам – жертва, но все, что происходит дальше, - это прежде всего превращение  в убийцу, и тут исполнитель главной роли показывает все, на что способен. Так к концу фильма мы перестаем видеть в Гаспаре Ульеле смазливого юнца и не отрываясь смотрим на кривую ухмылку маньяка.

Гаспару Ульелю подобрали весьма удачную пару – Гонг Ли («Мемуары Гейши», "2046"). Сама она в интервью для российских прокатчиков фильма, группы "Парадиз", так рассказывает о своей героине: "Я думаю, что леди Мурасаки имеет большое влияние на юного Ганнибала. Его становление, с одной стороны, сформировали ужасы, через которые ему пришлось пройти во время и после Второй мировой войны, а с другой стороны, жизнь в доме леди Мурасаки, которая учит его не только боевым искусствам, но и определенной философии".

«Ганнибал: Восхождение» в любом случае стоит смотреть – невзирая на очевидную затянутость, исторические ляпы, бледность и скучность большинства второстепенных персонажей (исключение составляет основной "оппонент" каннибала – французский комиссар Паскаль Пупиль в исполнеии Доминика Веста).

Смотреть хотя бы с целью дождаться неожиданно веселящего финала, сделанного с большим чувством юмора и неожиданно напоминающего о старых добрых «ужастиках» в духе Фредди Крюгера, а значит, намекающего зрителю: продолжение следует.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz