Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Контроль" качества режиссера Антона Корбайна


В России в ограниченный прокат выходит фильм «Контроль/Control» - первая полнометражная кинокартина фотографа и художника Антона Корбайна, уже награжденная почти всеми возможными призами независимых кинофестивалей. В основе – жизнь и смерть знаменитого музыканта и лидера группы Joy Division Иена Кёртиса, покончившего с собой в 1980 году. В главной роли – дебютант Сэм Райли, поразивший многих сходством со своим реальным героем.

Кинобиографии великих музыкантов – уже привычный аттракцион. Существует даже "фейк", фильм-выдумка, под названием "Это Spinal Tap", снятый в 80-х годах, в котором используются все штампы подобных фильмов: экспозиция про трудное детство, долгая дорога к славе, наркотики и выпивка, падение популярности, триумфальное возвращение. Этот "мокьюментари" (вымышленный документальный фильм) является и издевкой над жанром, и экспериментом над сознанием зрителя, готового поверить в настоящее существование группы Spinal Tap.

"Контроль" Антона Корбайна несколько выделяется среди массы подобных байопиков. В основе фильма лежат мемуары Деборы Кертис, посвященные её мужу Иену Кёртису, бывшему вокалисту английской группы Joy Division, покончившему с собой в 1980 году.

Отличает "Контроль" от других кинобиографий музыкантов многое. Для начала, само имя режиссера. Антон Корбайн - выдающийся современный фотограф, клипмейкер и перфоманс-артист. Его широко анонсированное появление на премьере фильма в Москве, совпавшее с открытием выставки в музее современного искусства, вызвало огромный шум среди столичной богемы.

"Контроль"- первый полнометражный фильм Корбайна, который с первых же показов сходу собрал непостижимо большое для дебюта количество кинонаград, включая специальный приз в Каннах. Не стоит думать, что если фильм снял фотохудожник и создатель клипов, то это обязательно будет собрание красивейших открыток. Хоть доля операторского эстетства в "Контроле", безусловно, присутствует, и фильм снят в коронной для Корбайна черно-белой манере, это не является приоритетом, режиссера интересует здесь явно не заигрывание со зрителем с помощью красивой картинки. Он рассказывает историю.

История Иена Кёртиса – это в первую очередь история одного из самых культовых музыкантов, окруженная завесой слухов. Он повесился в своем доме в возрасте 23 лет за день до начала американских гастролей Joy Division, которые должны были бы возвести группу в статус суперзвезд. Кёртис страдал эпилепсией, принимал множество препаратов для избавления от болезни, наряду с ними экспериментировал с психотропными веществами. Неприятности в личной жизни усугубляли ситуацию: он разрывался между семьей и любовницей Анник Оноре. Что точно повлияло на суицид Кёртиса – неизвестно, но с учетом того, что Корбайн опирался на историю жены музыканта, понятно, что на первый план выйдет версия Деборы Кёртис: вокалиста Joy Division погубили семейные обстоятельства.

Это еще одно отличие "Контроля" от других байопиков. Да, зритель встречает Кёртиса, когда тому было еще 17 лет. Он сутками лежит дома на кровати, курит и запоем слушает "Alladin Sane" Дэвида Боуи. Да, есть эпохальный момент, когда он впервые увидит концерт Sex Pistols, революционной британской панк-группы. Да, есть первые репетиции группы Кёртиса, которая тогда еще называлась Warsaw. Есть и переломные моменты: первое выступление на телевидении, первая пластинка, создание вечных хитов.

Вот он пишет песню "She’s Lost Control", по легенде, возникшую после наблюдения эпиприступа одной из посетительниц его работы (эта же песня дала название всему фильму). Вот Joy Division репетируют свою классику "Love Will Tear Us Apart". То есть все признаки музыкального фильма налицо. Однако, Корбайн, несмотря на свой статус самого знаменитого художника в рок-среде, несмотря на любовь к музыке одной из значительнейших групп 70-х, обращает внимание на бытовой драматический конфликт.
Корбайна интересует жизнь человека, а не рок-иконы. "Контроль" - это не дань уважения и почтения любимой музыке. Это дань кинематографической традиции, названной когда-то авторским кино. Приятно, конечно, что режиссер не стал трясти камерой и снимать в расфокусе, как того требует "арт-хаус", а снял ровное, красивое, одновременно и страшное, и жизнеутверждающее (ведь смерть Кёртиса стала своего рода стимулом к развитию музыки 80-х) кино.

Главное, что замечают абсолютно все, - это бесценная находка Корбайна в виде исполнителя главной роли Сэма Райли. Удивляет практически всё: удивительная внешняя похожесть на Кёртиса, превосходное исполнение музыкального материала (Райли поёт за Иена сам вместе с New Order, то есть с оставшимися членами Joy Division), подбор тембра, вживание в характер, передача падения героя в глубокую депрессию. Столь точное попадание в образ и стало главной загадкой картины, которую предстоит разгадать зрителям.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz