Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Премьера "Бедной Лизы" с треском провалилась


На сцене московского Центра им. Мейерхольда случилась катастрофа. Самый ожидаемый публикой спектакль Театра наций - «Бедная Лиза» с Чулпан Хаматовой в главной роли - по окончания действия вызвал нескрываемые усмешки критиков и недоумение публики.

Если даже не премьеру, а генеральную репетицию посещают такие персонажи, как Николай Фоменко, Иван Ургант и Владимир Познер, можно говорить с уверенностью — тусовка ожидается модная. И мало кого волнует качество того, что происходит на сцене, когда в зале присутствуют такие персонажи. Для полного светского набора не хватало разве Ксении Собчак да Тины Канделаки. Тогда о содержании того, что происходило на сцене, стоило и вовсе помолчать.

Собственно, иного ожидать от действия, в котором принимает участие Чулпан Хаматова, и не приходится. Эта русская актриса с азиатской кровью — сама популярность. Ею обворожены режиссеры, начиная от Галины Волчек и заканчивая постановщицей "Бедной Лизы" Аллы Сигаловой. Сигалова мечтала о том, чтобы работать с Чулпан. Мечта осуществилась — в спектакле "Бедная Лиза" Хаматова не говорит вовсе. Лишь выразительно молчит, пыхтит и стонет от перегрузок немыслимого танца, созданного фантазией режиссера. Или все же — хореографа?

Собственно, насколько профессия режиссера отличается от хореографа, и демонстрирует спектакль Сигаловой. Вполне возможно, что танцы — это стихия режиссера. Но драматургия, пусть и бессловесная, современная, так сказать, — это другая профессия.
От первоисточника — литературного произведения Карамзина, - на сцене у Сигаловой остается немного. Либретто оперы композитора Леонида Десятникова на карамзинскую тему сокращено (если не сказать — кастрировано) Сигаловой донельзя. Жанр, в котором режиссер заставляет работать и Чулпан Хаматову, и премьера Большого театра Андрея Меркурьева иначе, как "высоколобым", назвать невозможно. 

Очень хочется сопереживать черно-белой танцовщице Хаматовой. Очень хочется растрогаться от трагедии неразделенной любви. Но — не можется! Не трогают нынче пантомимические капустники!

Вообще, именно излишняя серьезность подхода к "Бедной Лизе" и сгубила будущий спектакль. Еще при жизни Карамзина на берегу пруда, куда бросилась обманутая Лиза (теперь на этом месте стадион "Торпедо"), появилась табличка, водруженная острословами: "Здесь утопилася Эрастова невеста./ Топитесь, девушки, и вам здесь хватит места". И создатель "Истории государства Российского" сам о литературных опытах в жанре сентиментального романа предпочел поскорее забыть.

Сигалова помещает дуэт Эраста и Лизы в абстрактный кинотеатр. Где, собственно, все и происходит. В том числе и любовный акт, без которого не сдается публике ни один из спектаклей и фильмов с участием Чулпан Хаматовой. В "Грозе" (театр "Современник") Чулпан-Катерину волокут в голубятню, в кинокартине про футбол "Гарпаструм" она вынуждена заниматься любовью на холодном умывальнике. Сигалова находит не менее экстравагантное место для оргий крестьянки Лизы и дворянина Эраста - черный дерматин пустующего кинозала. То-то кусает нынче локти режиссер телешоу "Ледниковый период": он не заставил Хаматову играть секс в коньках...

Печальна судьба драматического дебюта балетного танцовщика Меркурьева — Эраста. Его классические па неуместны на фоне дилетантизма актрисы Хаматовой. Партнеры трогательно и усердно отрабатывают поставленную задачу: пыхтят, сопят, потеют. Чудовищно устают и выкладываются, а все тщетно.

"Бедная Лиза" Сигаловой — детская пирамидка без стержня. Она разваливается от звуков аплодисментов, которыми зрители награждают актеров. Из вежливости.

Дословно:

Алла Сигалова, режиссер-постановщик:
 Я не люблю, когда у моих спектаклей нормальная температура, они жизнеспособны только с температурой 400 градусов. 

Чулпан Хаматова, исполнительница роли Лизы:
 Я люблю делать все, что не умею. Я пою в душе и танцую на дискотеке. Мне очень важно быть в форме, не подвести. Если честно, все, что было со мной до этого на сцене, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас. 90 процентов времени – стресс! У меня, как на взлетной полосе, закладывает уши, когда я бегу по сцене!

Андрей Меркурьев, исполнитель роли Эраста:
- Я приучен еще в хореографическом училище отвечать на вопрос: "Как ты подашь балерину?" Достойно подать Чулпан – вот моя главная задача. В "Бедной Лизе" живые, настоящие эмоции. Танец с актрисой – это совершенно другой уровень драматизма. В классическом балете все эмоции в мимике, через край, так, чтоб на галерке было видно. Здесь все тише, на уровне партера, и от этого все сложнее и драматичнее.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz