Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Ничто социальное Московскому кинофестивалю не чуждо


До конца 30 Московского международного кинофестиваля осталось всего несколько дней. Так как вопросы феминизации, исторические параллели и русская духовность уже были обсуждены и представлены, настала очередь лент с острым политическим и социальным контекстом. Эти фильмы не обязательно представлены в программе, но от них в современном мире никуда не скроешься.

Характерно, что большинство фильмов, поднимающих острые вопросы социального неравенства, расизма и несправедливости, - это американские картины. Понятно, что подобные мотивы встречаются повсеместно, но в Европе к «социалке» подходят с некоторой иронией (как, например, в албанском фильме "Мао Цзе Дун" о простом цыгане, решившем назвать своего ребенка в честь "великого кормчего" со всеми комическими и трагическими последствиями). В США такие темы решаются с предельно серьезным выражением лица, а ниже– в Южной Америке – подтекст становится уже стандартным фоном для фильма, снятого в любом жанре.

"Посетитель" производства США выступает в основной конкурсной программе. Уолтер (Ричард Дженкинс) – профессор экономики по геополитическим вопросам, читающий в Коннектикуте лекции о проблемах в развивающихся странах. Отправленный в Нью-Йорк на конференцию читать доклад, не им написанный, Уолтер, зайдя в свою старую квартиру, обнаруживает, что в ней на время поселились двое нелегалов из Сирии и Сенегала. Сириец занимается музыкой, его чернокожая подружка создает и продает различные украшения.

Уолтера, конечно, сначала такое положение вещей обескураживает, но он совершает благородный поступок, не выбрасывая молодую пару на улицу. Дальше Уолтер будет совершать один добрый поступок за другим, понимая, что ему нечего делать в университете, где он растрачивает попусту время и жизнь. "Ничего в моей жизни нет, я не прожил и дня, не сделав ничего ценного", - думает профессор, приближающийся к пенсионному возрасту.

Вскоре причины "делать ценное" появляются сами собой. Жизнерадостный и оптимистично шагающий по Нью-Йорку сириец Терек дает ему несколько уроков игры на экзотических барабанах, которые Уолтеру приходятся очень по душе. Поэтому когда Терека ловит иммигрантская служба и сажает в изолятор, добрый профессор забрасывает чтение лекций и посвящает себя тому, чтобы вызволить парня из заточения, являясь еще и проводником между ним и его подругой и матерью. Ведь двум последним по причине того, что они такие же нелегалы, вход в коллектор заказан. Однако, всё впустую, американскому правительству наплевать на сирийца, для государства все они – потенциальные террористы, и всех ждет депортация. Рассерженный специалист по экономике развивающихся стран от безысходности исступленно молотит по барабану в нью-йоркской подземке. Очень серьезно и актуально молотит.

"Стандартная процедура", показанная в программе документального кино "Свободная мысль", - лента, получившая Гран-при на последнем Берлинском кинофестивале. Это рассказ о нескольких злополучных фотографиях, сделанных в тюрьме Абу-Грейб, из-за которых разразился мировой скандал по поводу издевательств американскими солдатами над иракскими пленными. Экспертам предстоит на основе снимков из трех фотокамер понять, где преступление, а где "стандартная процедура". Главные герои фильма – те самые солдаты, которым в 2003 году было по 20 лет или чуть больше, комментируют, смотря прямо в камеру, свои действия. И рассказывают о том, что осталось за рамками снимков. Режиссер Эрол Моррис ничего от себя не добавляет, оставляя только слова бывших военных, мол, "разбирайтесь сами, дорогие зрители, что произошло в те дни Абу-Грейб", хотя и слепому понятно, кто и в чем виноват. Единственное обвинение от себя авторы фильма сделали в финальных титрах, извещающих о том, что ни один из солдат старше звания сержанта не был наказан.

Фильм хоть и документальный, но снят красиво, дорого, с видными операторами и композиторами. Очень серьезно, очень въедливо, чуть ли не посекундно выстраивая цепь событий, и очень долго. Зато на злобу дня и очень актуально.

Впрочем, признаемся честно, самым актуальным вопросом сейчас является не "Кто ответит за бесправие в американской судебной системе", а всё-таки "Кто возьмет главный приз 30 ММКФ". Ответ будет получен 28 июня на церемонии закрытия Московского международного кинофестиваля.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz