Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Социальная сеть": Тятя, тятя, наши сети притащили живца!


Любое произведение Дэвида Финчера: будь то рекламный видеоролик или полнометражная киносага – обязательно привлекает повышенное внимание как со стороны простого зрителя, так и вдумчивого киномана. Так и с его новым фильмом, который как мишень имеет узконаправленное и весьма специфическое направление, но всё равно пользуется заслуженным спросом и в США, где он резво собрал внушительную кассу, так и в Европе. В частности, в России его свежая картина "Социальная сеть / The Social Network" вызвала аншлаги ещё на предпоказах.

А с начала выхода на широкие экраны и вовсе стала одним из хитов октября, вытеснив более коммерческие ленты. Оно и ясно, ведь "…Сеть" - фильм о любимой забаве последних лет владельцев компьютеров, об интернет-сообществах.

Искусствоведы любят продвигать теорию о том, что гении рождаются парами. Их ученики давно заучили десятки таких пар: Пушкин - Лермонтов, Прокофьев – Шостакович, Чаплин - Китон и так далее. Похоже, что и в наше время подобная точка зрения имеет право на существование, во всяком случае, это можно проследить на последних героев новейшего кинематографа, Кристофера Нолана и Дэвида Финчера. Каждый из них начал свой путь по-разному и с успеха разного рода, но в последнюю десятилетку особенно чётко прослеживается их параллельно развивающееся творчество, находящее поддержку и у любителей коммерческого кино, и у ценителей умного голливудского продукта. Один бьёт мудрыми "бэтманами", другой – необычными "серийными маньяками".

Несмотря на то что степень гениальности режиссёров надо доказывать и доказывать (или отрицать и ещё раз отрицать), но факт: Нолан пару месяцев назад показал трудно понятный блокбастер "Начало", с ходу названный журналистами "лентой Мёбиуса", а Финчер только что выпустил сложный с точки зрения восприятия хит "Социальная сеть". И хоть это "не лёгкие" ленты, но и тот и другой с ходу получили очень хорошие сборы.

В случае с Финчером тут удивляться не приходиться. "Социальная сеть" - фильм о Facebook, популярной соцсети, на которую наши соотечественники подсели только после апробирования её русифицированных клонов вроде "Одноклассников" и "Вконтакте". В США же она пришла в каждый дом в 2004 году благодаря двум студентам: 19-летнему компьютерному гению Марку Цукенбергу (его в фильме сыграл (Джесси Айзенберг) и харизматичному математику Эдуардо Северину (Эндрю Гарфилд).

Дэвид Финчер не впервые взялся за реконструкцию реальных исторических событий (до этого он снял "Зодиак", действие которого ввиду того, что расследование так и не было закрыто, всё ещё происходит здесь и сейчас). Но это первая его производственная драма. Да ещё и довольно забавная, а местами и просто анекдотическая (вероятно, здесь сказалась его работа над "Загадочной историей Бенджамина Баттона", которая в череде вложенных в неё исторических анекдотов чуть не скатилась в "форрестгамповщину"). Тут и Билл Гейтс, не замеченный на лекции из-за популярности двух студентов, создавших Facebook, тут и легендарный основатель пиратского портала Napster Шон Паркер (Джастин Тимберлейк), и туповатые близнецы Уинклвосс (Арми Хаммер и Джош Пенс) с украденной идеей.

Собственно, если бы не количество реальных свидетелей, живущих среди нас, не даёт "Социальной сети" стать ещё одним биографическим фильмом о том, как в 20 лет мальчишки стали миллиардерами. Каждый из героев ленты чувствует себя обиженным, униженным и растоптанным. Северин, который первый завёл дело против своего бывшего друга, в ярости, что его надули с контрактом – при чём он-то знает, что виноват не Цукенберг, а хитрый Паркер, но к последнему не подкопаться. Уинклвоссы, думая, что Цукенберг – простой юнец, внезапно обнаруживают, что их идею банально украли ("Я её лишь усовершенствовал", - со святой наивностью утверждает герой Айзенберга).

Дело не в деньгах. Герои слишком молоды для прагматического взгляда на мир. Дело в принципах. Больнее всего – самому Цукенбергу, асоциальному, замкнутому типу. Он мечтал доказать девушке, что он не просто компьютерный ботаник, а человек, который может основать самый престижный клуб в мире, и начал с оскорблений в своём LiveJournal, а затем "повесил" весь сервер Гарварда из-за придуманной им "голосовалки" за девушек.

То есть началось всё, как в каждой хорошей истории, с девушек. Остальное Финчер добавил из своего собственного любимого набора, который состоит из семи грехов, теории заговора и вечной одержимости. То есть из того, из чего состоит сам режиссёр-перфекционист. Если кто-то из зрителей не верит, что из этого можно сделать вполне съедобный коммерческий фильм, который с начала до конца можно смотреть, не отрывая взгляд от экрана, поверьте, можно.

Особенно повезёт тем, кто оценит сценарий без российского дубляжа, изобилующего, как всегда, упрощениями; фильм идёт на языке оригинала в нескольких московских кинотеатрах. Даже несмотря на то что в фильме "букв много", там действительно очень много и быстро говорят. Как гении, парами.

МОСКВА, Родион Чемонин.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz