Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Автор "Влюбленного Шекспира" представил пьесу о русских революционерах


Целью его визита стало участие в работе над проектом «Берег утопии» - трехчастной пьесы, которую недавно начали репетировать в РАМТе (режиссер – Алексей Бородин).

Обычно великолепный собеседник и остроумнейший выдумщик, Том Стоппард выглядел довольно усталым на пресс-конференции, которая прошла 29 ноября и была посвящена готовящейся постановке трилогии «Берег утопии» и первому изданию пьесы на русском языке. Представление книги для русской публики проходит сейчас в рамках выставки "Non-Fiction", широкая презентация состоится 1 декабря в Московском Доме книги.

Однако, усталость вовсе не помешала автору в своей характерной ироничной манере рассказать присутствовавшим об этом проекте, часто сбиваясь на философские интонации.

Героями «Берега утопии» являются такие известные личности как Александр Герцен, Михаил Бакунин, Виссарион Белинский. Впрочем, поразит зрителя и читателя не сюжет, развивающийся в пределах 30 лет русской революционной мысли, а масштаб: трилогия, в которую входят пьесы "Путешествие", "Кораблекрушение" и "Выброшенные на берег", идет 9 часов. В постановке заняты более тридцати актеров, будет изготовлено сто семьдесят костюмов.

Впервые сыгранная в 2002 году в Лондоне, эта пьеса шла в течение одного дня, после чего её автор решил ставить её в Нью-Йорке уже в течение трех суток. Что получится с московской постановкой в РАМТе, еще не знает ни режиссер, ни сам Стоппард. Во всяком случае, последний раз, когда английского драматурга играли в Москве («Аркадия» в театре Табакова) первые варианты постановки длились около четырех-пяти часов. Как рассказал сам Стоппард, актер нью-йоркской труппы, играющий Бакунина, в один из вечеров упал в обморок.

Писатель, знаменитый своими комедиями, уверил присутствовавших на конференции, что не отошел от своего привычного амплуа. «Я бы хотел, чтобы вы понимали, что "Берег утопии» - это всё-таки комедия. В Нью-Йорке, Лондоне зрители сильно смеются, когда смотрят её. Несколько дней назад в "Нью-Йорк Таймс" написали список из 12 книг, которые зритель якобы должен прочитать, перед просмотром этой пьесы. На это я написал открытое письмо, которое было опубликовано вчера, где я заявил: "Не надо ничего читать, просто приходите", подчеркнул он.

Том Стоппард говорил и о более серьезных и глубоких вещах. О свободе, несвободе, о революции и демократии. «Я начал писать книгу "Берег утопии» больше 10 лет назад. Тогда стало понятно, что в России больше нет коммунизма, но на этом месте образовалась дыра. Я подумал, что Герцену как поборнику свободы мысли, свободы вообще было бы интересно существовать в это время", заметил автор.

«В основе пьесы – конфликт, который существовал еще во времена Руссо: "Как бы вели себя люди, если дать им полную свободу?» В результате, когда происходит такая ситуация, как показывает история, люди наложили на себя такое количество контролирующих органов, столько запретов, что о демократии не приходится вести даже речь. Герцен, который описан мною как человек, живущий романтическими идеалами, жестоко бы разочаровался", так прокомментировал автор сюжет своей пьесы.

«Да Герцен первый раз попал в Западную Европу, он относился к людям, живущим в ней, революционерам, как к божествам, за которыми надо идти. К своей же стране он относился, я бы сказал, пренебрежительно. Герцен ехал в Западную Европу с определенным комплексом неполноценности. Я сейчас говорю о Франции, но надо сразу сказать, что для России в то время и Франция, и Германия были самоцелью. Это такая прекрасная вещь, которую надо сказать о Герцене и Бакунине: когда они поехали в Европу, у них было смиренное преклонение перед некими "интеллектуалами», "борцами за свободу", о которых они читали в книгах. И когда они реально столкнулись с этими людьми, через несколько месяцев – и это в первую очередь касается Герцена – он понял, что он на самом деле умнее, честнее этих выдуманных ими самими революционеров. И это отражено в моей пьесе, когда он живет в Англии среди этих "борцов", которые много говорят но ничего не делают, то начинает относиться к ним с определенным презрением", продолжил Соппард.

«Как писал Чернышевский, о чем говорил Маркс, подсознательно ими двигала мысль о том, что прежде, чем мы достигнем утопии, нам необходимо пережить диктатуру. Вот в чем идея "Утопии», - подытожил автор.

Как сказал постановщик пьесы в России, режиссер Российского Академического молодежного театра, Алексей Бородин, премьера «Берега утопии» состоится не раньше начала следующего театрального сезона. Впереди еще около года репетиций, в течение которого Стоппард еще не раз посетит Москву.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz