Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Однажды в провинции", где черти водятся


С четверга в российский прокат выходит фильм, завоевавший на последнем Московском кинофестивале приз критики ФИПРЕССИ, «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. Как следует из количества копий (пять штук на Москву), если его где и увидят, то только не в самой провинции. Впрочем, как замечают критики, этот фильм, вероятно, снимался как раз из расчета на жителей крупных мегаполисов.

Молодой режиссёр Катя Шагалова сняла страшилку про чёрный-чёрный город с чёрными-чёрными домами и чертями. Город – это обычный современный российский заводской посёлок, где люди просыпаются и маршем идут на работу под "Белые розы". Дома – бараки. Черти – это даже не аборигены, а то, что поселяется у них после распития спиртного.

В эту обстановку внедряется московская звезда Настя (Юлия Пересильд), прославившаяся ролью в каком-то криминальном сериале, которая приехала вроде как на родину. Зачем она, столичная красавица, на самом деле явилась в эту глушь - одному режиссеру и сценаристу Кате Шагаловой ясно. Но фифа в сапожках очень быстро адаптируется к пазикам, бодро прыгающим по бездорожью, странным колоритным персонажам, бескрайней грязи и местной валюте в виде водки.

Если зритель ожидал, что сейчас на него будут валиться гэги из комедии ситуаций (ведь действительно смешно, что Настя будет делать среди этой хляби), стоит предупредить – юмора не будет. Яркость изображения чудаковатой провинции заканчивается, и начинаются суровые будни. Насте быстро дают понять, что она здесь не к месту. Причем, первой, кто её отшивает, будет сестра Вера (Эльвира Болгова), к которой Настя, в общем-то и приезжает. Стародавний конфликт (точная суть не раскрывается) мужа Веры (Александр Голубев) и московской гостьи не даёт покоя никому.

Это основная сюжетная составляющая, которую перекрывает напрочь фон российской глубинки, который, кажется, для Шагаловой интереснее, чем всё остальное. Фон такой: вышепредставленные чёрный город и бараки, все спят со всеми, изменяют друг другу, все дерутся со всеми, чуть ли не все дееспособные мужчины – бывшие военные, вместе когда-то служившие, чуть ли не все женщины непонятно чем занимаются (кроме милиционера, прекрасная роль Любови Толкалиной). И все пьют. Все, везде и всё. До чёртиков, до визга, до сумасшествия.

Удивительно, как на таком фоне, да еще всего за пару дней, может развиться роман москвички с единственным положительным персонажем по имени Че (Леонид Бечевин). Даже среди грязи есть любовь, и это главное, чем дышит фильм. От всего остального "Однажды в провинции" задыхается.

Дочери сценариста и режиссера Александра Миндадзе, москвичке Кате Шагаловой, успевшей поставить несколько успешных спектаклей не только на столичной сцене, но и на ряде европейских площадок, наверное, виднее, как живет сегодняшняя провинция. Но покажите "Однажды в провинции" в настоящей провинции. В Курске, Омске, да где угодно. Вам скажут, что не так живут молодые люди даже в самых грязных городках-посёлках. И гастарбайтерам в такой глуши делать нечего. И скинхедов там нет, потому что им некого там бить. И милиция не по фэн-шую работает. Вот по телевизору – да, возможно, и не такое увидишь. Современное телевидение любит "приукрашивать", иначе рейтинга не будет. Московские же зрители и критики умиляются: "Вот она какая, правда настоящая. Молодец режиссер, что показала наконец-то всё, как есть".

Это антилубок. Это все равно что, задавшись целью снимать фильм про африканцев, снимать исключительно папуасов-людоедов. Или, если про чукчей, - то обязательных идиотов в ярангах. Так и здесь: если глухая провинция – то обязательно пьянка, секс и драки. Даже в лунгинской "Свадьбе" далекий шахтерский городок обладал какими-то человеческими качествами и живыми людьми (за что кино наполучало множество призов).

"Однажды в провинции" любят сравнивать с "Грузом 200" Балабанова. Дело не в Бечевине, играющем и там и там, дело не в "Белых розах" или Юрии Лозе. Дело, наверное, в беспросветном и шокирующем финале. Но, как говорится, есть "но". У Балабанова "шок" - это время, в котором жил каждый зритель старше 30-35 лет, у Шагаловой – место, в котором если кто и жил, то очень редкий зритель, и уж явно ни один из съемочной команды, включая, видимо, массовку.

Впрочем, есть в "Однажды в провинции" позитивный момент. Это поголовная любовь всей пьяной провинциальной молодежи к творчеству группы "Ария" и конкретно к песне Кипелова "Я свободен". Такой издевки в отношении культового коллектива и исполнителя не было еще ни у кого. Некоторым это может даже показаться гомерически смешным, но, кажется, не режиссеру. Для Шагаловой это как-то всё слишком серьезно.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz