Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Российское кино показывает на ММКФ весь свой талант и бесталанность


Несмотря на то, что нынешний ММКФ принято винить в малом количестве русского кино, на самом деле, это не так. Во-первых, есть огромное количество новых российских фильмов в Доме кино. Во-вторых, есть традиционно интересная подборка классики советского кинематографа, в этом году приуроченная к 100-летию отечественного фильмопроизводства. Ну и, наконец, в различных программах присутствуют сразу несколько картин различного отношения к российскому кино и различного качества. Кто-то попадает в точку, кто-то попадает «в запиндю».

Хоть вышеупомянутая "запиндя" относится к иному произведению Чехова, но Антон Павлович присутствует в конкурсе. Это очень радует как факт, но не очень радует поклонников творчества русского классика.

Фильм "Сад" был представлен публике с большой помпой: билеты отпечатали на дорогой бумаге, были приглашены звезды кино и телевидения. Это понятно, ведь фильм с самого начала претенциозен. Его создатели Сергей Овчаров и Андрей Сигле решили поставить "Вишневый сад" так, как, по их мнению, хотел это сделать Чехов. Антон Павлович сам четко обозначил жанр - комедия, но авторы "Сада" пошли дальше: они сняли форменный балаган с признаками водевиля.

Неплохим, в общем-то актерам, среди которых даже и замечательный Игорь Ясулович, дали установку кривляться, делать смешные рожи, падать и играть, как любят выражаться выпускники Школы-студии МХАТ, "театр кабуки". В результате, там, где у Чехова было на самом деле смешно, стало грустно, и наоборот.

Если бы в этом была хоть какая-то логика – великолепно, но некоторые критики логики не прослеживают. Цифровая, что видно невооруженным взглядом, картинка "припорошена" стариной, модерновыми виньетками и титрами из немого кино. Пистолет, появляющийся сразу, стреляет по делу и не по делу. Звук лопнувшей струны будто взят из "Шоу Бенни Хилла". Того и гляди выскочит Калягин в женском платье, а в титрах появится фамилия Гайдая (или, если логически мыслить, Баз Лурманн, но логически мыслить в предлагаемых обстоятельствах трудно).

Нелогично появляющаяся Анна Вартанян в роли Раневской вдруг играет "нормально", и нелогично в последней сцене вдруг весь макабр принимает положение "смирно". А жаль: критики искренне желали посмотреть, как режиссер Овчаров с заданными установками будет выкручиваться в конце.

"Абсурдистан" - фильм производства Германии и Азербайджана, но, по сути, его легко можно причислить к тем картинам, которые предназначены для любителей русского кино. Деревушка, вынесенная в заголовок, находится где-то на территории СНГ, а герои говорят на русском языке. Тем более, что гости из Азербайджана давно в крупных городах России являются "своими".

Действие фильма происходит в непонятно где находящемся (то ли в горах, то ли в степи) поселке Абсурдистан. Создали его тоже непонятно кто: то ли монголы, то ли персы, то ли кавказцы, то ли все разом. Каждый день мужчины и женщины занимаются непонятно чем, но по всей видимости маются дурью. Единственное, что они делают понятно - каждый вечер все семьи занимаются любовью, как положено, регулярно и часто во всех формах и постелях.

Мальчик и девочка Темелко и Айа, живущие в Абсурдистане, предназначены друг для друга со дня их рождения. Вот уже через несколько лет им выпадет шанс познать радость любви (даже бабка нагадала им день, когда это должно произойти), но Темелко надо уезжать на учебу.

Во время его отсутствия случается беда: ломается водопроводная труба, которую много лет назад проложили древние мужи. Ныне мужики не те, и из-за ремонта трубы начинается война полов, которая, в конце концов, приводит к тому, что женщины объявляют мужьям сексуальный бойкот. Этакая "Лисистрата" на более местечковом уровне, чем у Аристофана. Вся надежда на то, чтобы труба починилась, ложится на плечи только что прибывшего из города Темелко, а то ни война не закончится, ни мальчик с девочкой не смогут быть, так сказать, вместе во всех отношениях.

Весь этот вертеп и нескончаемый набор на самом деле смешных гэгов, нелепость на нелепости, в комплексе со стороны напоминает "маски-шоу" или цирк на выезде. Если конкретнее – то студию "Грузия-фильм". Если еще конкретнее – творения всенародно любимого в России режиссера Эмира Кустурицы, что нельзя не заметить. А так как любое – даже невольное – подражание сербскому выдумщику встречается в нашей стране на "ура", то можно уверенно гарантировать "Абсурдистану" зрительский успех, а, возможно и приз на кинофестивале.

"Рассвет/Закат" режиссера Валерия Манского представляет Россию в документальном жанре в конкурсе "Перспективы". Надо сказать, что вообще подборка документального кино на 30 ММКФ весьма сильна, и присутствие отечественных лент только украшает общую картину.

Манский снял неспешный, красивый и медитативный фильм с признаками нравоучения понятно почему. Она о человеке, проживающему 14-ю жизнь, то есть да, о Далай-ламе XIV. Его съемочной группе удалось пройти в святая святых – в повседневность великого современного учителя-буддиста. Лама ест, пьет чай, смотрит "Animal Planet" и "BBC", бегает на тренажере.

Наместник Будды много говорит о принципах буддизма, об относительности всего сущего, о политике, геополитике, теологии как таковой. И неустанно смеется. Сами создатели говорят о том, что чуть было не сняли комедию о Ламе – настолько он заряжен положительной энергией. Однако, не получилось: просвещенные великим знанием кинематографисты настолько прониклись разговорами с Учителем, что по пути на поезде обратно начали размышлять об устройстве мира. Получилось банально, но понятно: "рассвет" - это все то прекрасное, что есть в этом уголке Земли, Тибете, "закат" - это перенаселение, бедность и богатство, разделенность общества.

Особо примечательно, что "Рассвет/Закат" снят на HD-пленку, поэтому особенно ярко выглядят не только пейзажи Тибета, но и важные детали: ботинки, шершавые подоконники, текстура ткани и многое другое, что было бы трудно заметить на простой пленке.

Украина показала в основном конкурсе фильм "Райские птицы". Это фильм одного из величайших советских и российских кинематографистов Романа Балаяна. В последнее время режиссер снимает очень мало, поэтому зрители особенно ждали показа этого фильма.

Принимая во внимание статус Романа Гургеновича, следует ограничиться лишь фактами. Жанр "Райских птиц" - "булгаковщина" с "социально-политической трагедией" и "болезнью Рязанова". Действие происходит в начале 80-х в Киеве. КГБ обижает талантливых советских писателей-диссидентов. Талантливые советские писатели-диссиденты как один слушают Высоцкого и Окуджаву. И звать их "летуны". То есть талантливые советские писатели-диссиденты умеют летать с помощью дурно сделанных киноспецэффектов. Таким же образом они могут перелетать из СССР во Францию, например. Но в СССР им летается, а во Франции – нет. В СССР пишется, а за границей не пишется.

Еще из фактов можно перечислить то, что все это почему-то написал замечательный наш сценарист Рустам Ибрагимбеков. Во всем этом почему-то снялись замечательные наши актеры Олег Янковский, Оксана Акиньшина, Андрей Кузичев и Егор Пазенко. И ко всему этому все вышеперечисленные наши замечательные кинематографисты относятся очень серьезно и на полном серьезе считают, что так же будут относиться и зрители. "Полеты во сне и наяву не номер два".

Чем хорош ММКФ – тем, что есть возможность сравнить в каком состоянии наш кинематограф сейчас. Вот зрители сравнивают. Жаль, что шанс насладиться этим дан очень немногим.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz