Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Церемония вручения "Ники" стала праздником бранных слов


Трансляции всех премий обычно редактируют перед эфиром. Но нынешнюю «Нику» обрежут наиболее радикально. Потому что начали за здравие, а кончили…

Праздник к своему началу представлял собой единение весёлых и улыбающихся людей. Противники чаще всего называют их «кланом», "мафией" и "кастой", те же на эти слова не обижаются и в пятницу очень часто произносили их сами. Но со второй половины вечера со сцены всё чаще и чаще стало звучать совсем другое слово. Виной тому не вечный "босс" на сцене, художественный руководитель премии Юлий Гусман, большой любитель скользких слов и шуток, а цитата из одного из номинировавшегося на главную премию фильма "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Напомним, что картина начинается с крупного плана героя Юрия Чурсина, говорящего в объектив видеокамеры следующее: "Русское кино в жопе, русское кино в жопе, только Федя Бондарчук крутой".

Лия Ахеджакова, сыгравшая в этом фильме одного из персонажей и получившая «Нику» за "Роль второго плана", прокомментировала ситуацию корреспонденту Агентства национальных новостей. Как всегда, искромётно.

- Вы не просто снялись, но и еще и получили почётную и заслуженную награду за роль в фильме, который стал «камнем преткновения» сегодняшних споров?
- В каком смысле, «камень преткновения»?

- Я имею в виду то самое слово, которое звучало сегодня во второй половине вечера чаще других. Даже Швыдкой не постеснялся.
- Какое слово? Жопа, что ли?

- Да, оно. Получается, что «Изображая жертву», в котором вы снялись, оскорбил многих, а, с другой стороны, вы же сыграли в нём роль, за которую и получили приз.
- Ничего не «получается». То, что Эльдар Александрович сказал, что "кино нет", - это не совсем так. Оно есть. Но не совсем в том смысле, о котором все сегодня спорили. Это какие-то амбивалентные вещи: и тут правда, и тут правда. Я на "Кинотавре" посмотрела 11 очень приличных фильмов, из них 5 было просто отличных. Нельзя сказать, что нет кино. Но и всякого барахла такой поток, и он так обрушивается на голову, что люди забывают о хорошем кино и смотрят не фильмы, а смотрят телевизор. Поэтому создаётся общее впечатление, что кино именно в том самом месте, о котором говорит Юра Чурсин. Но наше кино не там.

Глядя на тех, кто пришёл на церемонию вручения премии «Ника», членов Академии киноискусств России, наблюдателям трудно сдержать смущение. Это, по большей степени, уже далеко не молодые люди, для которых этот праздник – лишний повод поговорить о величии старого русского кино, о необходимости оставить старый Дом кино как он есть, об ужасной ситуации в другой, "михалковской", Академии и "Золотом орле". Они об этом говорят и в кафе Дома кино на Маяковской чуть ли не каждый день, но в тот момент об этом им было важно сказать еще громче: праздник как-никак. Даже Эльдар Рязанов в своей речи, посвященной передаче своих полномочий президента Академии своему "преемнику", не удержался:

- В последнее время картин становится всё больше и больше и, чуть было не сказал «всё лучше и лучше». У меня нет никакой эйфории по поводу возрождения нашего кино, до рассвета еще очень и очень далеко. Как наш русский язык засорён различными англицизмами вроде таких слов, как "бренд", "имидж", "мейнстрим", "киллер", "дилер" и тому подобное, так и наш кинематограф впитал в себя множество подражаний американским фильмам. Мы, к сожалению, не соревнуемся с лучшими американскими лентами, воспевающими красоту человеческого духа и благородство. Мы, как правило, хотим "умыть" американцев еще большей жестокостью, более изощренным насилием и грязью. Даже когда мы хотим разоблачать наши родные мерзости, мы почему-то теряем мастерство и художественность. Гражданские ленты скатываются к газетной публицистике. Слава Богу, что мы воспитали замечательных актеров. Но у нас пропала режиссерская школа. Ушёл гуманизм, мы не производим комедий, мюзиклов, мы делаем грязное, хмурое кино и, главное, необаятельное.

После этого Рязанов дал присутствующим понять, что Академия киноискусств России является последним оплотом нравственности и преданности делу, и началась церемония передачи президентских полномочий новому президенту Академии Алексею Баталову. «Пост сдал» - "Пост принял": шутливо обменялись рукопожатиями и поцелуями Эльдар Александрович и Алексей Владимирович.

В перерыве, окруженный со всех сторон фотографами, Эльдар Рязанов уделил несколько секунд.

- Ваш сегодняшний триумф, передача полномочий президента Академии кинематографических искусств – это этапный рубеж? Или точка?
- Это запятая. Жизнь продолжается.

- И как будет выглядеть следующее, после запятой, предложение: второстепенным, то есть придаточным, или главным?
- Не знаю. Не знаю. Книгу буду писать.

- О чём?
- Этого я вам не скажу. Но это будет художественная литература.

В этот же вечер Эльдара Александровича наградили почётной наградой «Честь и достоинство», что вылилось в пьянку на сцене, сорвавшую хронометраж и сценарий, включая трогательное выступление Романа Карцева, которого в самый ответственный момент Эльдар Рязанов решил обнять и расцеловать.

Таких отступлений – досадных и забавных – было на «Нике» предостаточно. Вести церемонию предоставили ведущим, среди которых были Татьяна Веденеева (она вела первую "Нику" 19 лет назад), Ирина Розанова, Мария Шукшина и другие. Однако, сколько ведущие не старались держаться регламента, сценарий шёл насмарку благодаря "боссу" Юлию Гусману, который отчаянно шутил экспромтом, заставляя краснеть девушек на сцене и гостей. Отовсюду звучали все части тела во всех словоформах. Важный момент о тех, кто ушёл от нас за те 20 лет, что существует "Ника", в легкую сменяли куплеты про "сиськи", а почтенное вставание всех присутствующих при произнесении имени Андрея Жигалова, оператора "Острова", умершего в этом году, соседствовало с анекдотом, который в приличном обществе и рассказать-то стыдно.

Всё шло как всегда. Как был капустник главной фишкой «Ники», так он им и остался, приобретая всё большие формы, достигнув конечного предела – хода всей церемонии. Но тут на сцену вышел писатель и журналист Дмитрий Быков, которому доверили объявлять и поздравлять "Открытие года". Он зачитал не речь, а объемное поэтическое произведение, в котором со свойственным ему талантом рубить правду-матку выразил свою точку зрения по поводу происходящего. О лжи, тщеславии, зависти, о другой стороне всех премий. Честное мнение и даже где-то схожее с частью, очень малой, присутствующих, вызвало тишину в зале и редкие "браво", оно оказалось "жестью" для многих. Прочитав поэму и назвав имя победившего в номинации, провокатор Быков убежал за кулисы, а академики зароптали.

Сатирик Галкин показал нарезку из кадров последних российских фильмов, где герои только и делают, что матерятся, включая пресловутое указание, где находится русское кино. Посмеялись. Но следом вышел Андрей Смирнов, который для начала слегка прошёлся насчёт того, что, мол, после Галкина шутить не пристало, зато после этого разразился такой тирадой, проявив удивительные ораторские качества, что даже несогласные с ним чуть ли не встали в почтении. Актёр и режиссёр громогласно провозгласил «Нику» премией, которая подарила стране свободное кино, а конверт с именем победителя назвал чуть ли не священным. С ним можно было согласиться, можно не согласиться, но противоречие всего творившегося этим вечером нельзя не заметить: один говорит, что всё лучшее российское кино – в прошлом, другой – что в настоящем, третий – в будущем, четвертый вообще другое место называет.

Есть люди, которые к этому проще относятся. Например, Михаил Ефремов:

- У вас достаточно много было второстепенных ролей в 2006 году. Вас выдвинули за «Парк Советского периода». Вы считаете, что это лучшая ваша работа в прошедшем киносезоне?
- Да какая разница? Слава Богу, что так. Надо больше фестивалей, больше номинаций, чем больше – тем лучше.

- Судя по сериалу «Ленинград», вы все больше становитесь не "актером эпизода", а уже "исполнителем главных ролей".
- Ой… И что? А какая разница? Я с таким же пиететом отношусь к любым деталям, которые токарь выточил, или к шкафам, которые слесарь сбил. Это такая профессия.

В остальном, всё было вполне предсказуемо. Больше всего «Ник» получил "Остров" - шесть из семи. Единственным недоумением может выглядеть выскочившая, как чёрт из табакерки (как и в прошлом году) новая номинация "За заслуги в телевизионные достижения". Можно было бы сразу вспомнить прошлогодние сериалы "Доктор Живаго", "В кругу первом", да и хоть бы "Мастера и Маргариту". Академики назвали… "Казус Кукоцкого" Юрия Грымова, прошедший для аудитории совершенно незаметно из-за политики показывавшего сериал телеканала.

Премию «Главная мужская роль» получил Пётр Мамонов за роль в фильме "Остров".

- Вы не производите впечатление тщеславного человека или того, кто любит награды.
- Почему я их не люблю? Я люблю награды. Это за что-то ведь даётся? Если даётся за хороший труд, за честную работу, за усилия, - то да, это хорошие премии. Я просто к ним спокойно отношусь, чтобы не жить ради награды, чтобы не работать только на это. Мне кажется, - и это ясно каждому нормальному взрослому человеку, что мы работаем по-настоящему не из-за денег, а потому что мы любим эту работу.

- Но ведь ваше музыкальное творчество не менее достойно наград.
- А я всё делаю. И музыку тоже. Мы прямо завтра, в час ночи уезжаем в Питер играть концерт, где я там пою, прыгаю, пляшу.

- Вот и в театре ваши работы заслуживают многого.
- Так в театре эти концерты и происходят. Такие моноспектакли. Называйте их, как хотите, вы, зрители, слушатели, критики. А я – «делатель». Я делаю. Я представил Вам, а вы думайте, что это такое, кто это такой, актёр я или кто-то другой.

- Вы воспринимаете людей, которые номинируются вместе с Вами, как соперников?
- А я не думаю об этом. Я приехал на «Нику» из уважения к тем людям, которые меня пригласили, а не для того, чтобы статуэтки получать.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz