Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Фрэнсис Форд Коппола показал на старости лет "Молодость без молодости"


Пройдя земную жизнь до 70 лет, Фрэнсис Форд Коппола - кинорежиссер, причисляемый к лику «великих», снял фильм по книге известного в узких кругах румынского писателя-философа Мирче Элиаде "Молодость без молодости / Youth Without Youth". Наполненная метафорами притча провалилась в Европе, была более-менее благосклонно принята в США, но только спустя год добралась до российских экранов, выйдя в ограниченный прокат.

В начале 80-х годов прошлого века Коппола испытал финансовые затруднения, которые в полной мере можно назвать банкротством. Несмотря на успех среди кинокритиков "Апокалипсиса сегодня", этот фильм оставил его без гроша в кармане (критики, как известно, в кино за деньги не ходят). После этого он пытался снять несколько фильмов, выполненных в самых что ни на есть популярных жанрах, чтобы отбить хоть какую-то прибыль, но все эти картины оказались таким китчем, на которые никто и ходить-то не захотел, что только еще больше ввергло Фрэнсиса Фордовича в миллионные долги.

Вся эта неприятная ситуация длилась десятилетиями, на протяжении которых Коппола шел на всевозможные компромиссы (вроде третьего "Крестного отца") и снял массу фильмов, которые не оставили никакого следа в истории мирового кинематографа (кроме "Дракулы Брэма Стокера", особенно понравившегося российским зрителям). Здраво размыслив, более 10 лет назад Коппола оставил режиссерскую карьеру, занявшись бытовым бизнесом (виноградники, виноделие) и изредка кинопродюсированием.

В 2007 году объявили о выходе нового фильма Фрэнсиса по повести Мирче Элиаде "Молодость без молодости", но по выходу картины все дружно решили, что это настолько сложное кино, что лучше о нем и не вспоминать и, мягко говоря, "замяли ситуацию".

Да, на самом деле, после того, как Коппола раздал долги и вновь стал самодостаточным и самостоятельным кинематографистом, он снял фильм, который можно в полной мере назвать "авторским". Но "дедушка старый – ему можно". Тем нелепее выглядят упреки в сторону "сложности" фильма и сравнения с другим фокусником - Дэвидом Линчем. Впрочем, учитывая, что другого такого же корифея в искусстве визуального обмана, как Линч, не найти, то приходится принять по умолчанию это не совсем корректное сравнение.

Если человек на склоне лет возвращается к своей профессиональной работе после долгого перерыва – значит, ему действительно есть что сказать. Что может волновать семидесятилетнего режиссера? Как показывает "Молодость без молодости", всё то же, что и раньше, всё то же, что и многих других: жизнь и смерть.

Не стоит верить многим рецензиям, где сложность и метафоричность "Молодости…" чрезмерно акцентируются. Достаточно немного терпения – и история оказывается более чем простой. Накануне начала Второй мировой войны семидесятилетний (да, правильно, параллель угадана верно) мужчина шёл-шёл по улице, как в него попала молния, однако, вместо того, чтобы тут же и скончаться на месте, Доминик (Тим Рот), выплюнув на больничной койке зубы, под которыми начали расти новые, обнаружил, что начинает молодеть буквально на глазах. Это не совсем, конечно, "Бенджамин Баттон" Фицджеральда, но все же это омоложение становится не только сенсацией для врачей, но и делает Доминика важным экземпляром для гитлеровцев.

Вот здесь происходит перевертыш, который, действительно, уместно сравнить с некоторыми работами Линча, когда, достигнув физического состояния сорокалетнего мужчины (а по делу – дожив до 88 лет), главный герой беспричинно входит в другой сюжет. В нем описана любовная история всё того Доминика, по образованию лингвиста, и девушки Вероники, которая точь-в-точь похожа на его прежнюю, конца XIX века, любовь. После того, как Вероника тоже попадает под огонь стихии, в ней просыпается что-то вроде демонического начала, открывающегося лишь по ночам. Она начинает в бреду говорить на неизвестных популярной науке языках.

Однако потом оказывается, что это санскрит, которым вполне сносно владеет Доминик (что и сближает лингвиста и подопечную). Потом – шумерский, потом – древнеегипетский. То есть, девушка в филологическом смысле день ото дня уходит вглубь веков. И, в отличие от Доминика, стареет. Здесь уже сюжет лучше не рассказывать, однако концовка будет невероятно предсказуемой.

По-хорошему, так фильм и сам по себе, что бы ни ворчали критики, более чем предсказуемый. Отвыкнув от киноязыка режиссера, чьё творчество пересмотрено вдоль и поперек, поначалу действительно можно удивиться странности наложений нескольких времен, историй и культур. Но ближе к финалу становится понятно, что это, несмотря ни на что, всё тот же Коппола. Только его новый фильм, в отличие от прежних работ и от работ собрата по странностям Дэвида Линча, перегружен слишком очевидными, вплоть до банальностей, метафорами. И даже главный контрапункт повествования - "формула двойника" - для подготовленного зрителя станет понятной и ясной буквально с самого начала её развития.

В то же время "Молодость без молодости" хорош слишком многим, чтобы от него отворачиваться и считать причудой стареющего режиссера (пребывающего, кстати, в прекрасной творческой форме). Это касается и визуального ряда, в котором прекрасно считываются несколько повествований, и, главным образом, подбора актеров. Это не только появляющийся Мэтт Деймон (если не моргать, то можно увидеть его в роли спецагента), это, в первую очередь, безукоризненный Тим Рот. Если кто не верил в его гениальность, то пусть что-нибудь бросит в режиссера.

Главное отличие от своего конкурента по перевертышам и играм с "двойниками" у создателя "Молодости" в одном: там, где Линч может одновременно строить причудливые конструкции и показывать своё тончайшее чувство юмора, Коппола критически серьезен во всем и везде. Никаких подмигиваний и подтруниваний. Впрочем, дедушка-то ведь старенький, ему можно.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz