Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Самарский художник снял кино на мобильник и победил в "Киношоке"


Режиссером Владимир Логутов себя никогда не считал, хотя сделал уже не один видеопроект, а его фильм «Палатка» обошел всех на первом фестивале спонтанного кино "Белый квадрат".

Владимир – художник и видеохудожник, увлеченный актуальным искусством, исследованием необычных форм и материалов. Он востребован на Западе, но мало известен в России, если не считать Самару. Один из последних его громких проектов – фильм «Made in Куйбышев» о непарадной стороне жизни Самары. Видеоарт, с которым сейчас работает Логутов, обычно относят к изобразительным искусствам, а не к искусству кино. Так что на XV Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии "Киношок" самарец оказался случайно и не совсем "по адресу".

- Насколько неожиданной для тебя стала победа на престижном «Киношоке»?

- Неожиданным было даже само попадание на киношный фестиваль. Я в своем творчестве ставлю совершенно другие задачи.

- Каким же образом твой фильм попал на фестиваль?

- Сергей Землянухин, отборщик этого конкурса, «Кино без кинопленки», пытается расширить рамки фестиваля. Конкурс существует уже пять лет, и с каждым годом на него приезжает все больше людей смежных профессий, работающих с видео, в том числе – художников.

- То есть отборщик сам тебя нашел?

- Да, я, конечно, никогда не думал подавать заявку на кинофестиваль.

- Это был первый опыт участия в кинофестивале?

- В таком крупном – да. До этого я участвовал в «Кинотеатре.DOC» и некоторых других. "Киношок" - достаточно попсовый фестиваль, как и "Кинотавр". Я мало что о нем знал. Думал, там будет альтернативное видео, а попал на пафосное мероприятие: ковровые дорожки, какие-то "головы из телевизора", которых приглашают, чтобы они "засветились" на фестивале.

- В номинации «Кино без кинопленки» соревнуются полнометражные ленты?

- Считаются полнометражными, хотя по каким-то законам полный метр – это час десять минут. Фильмов меньше сорока минут в этом конкурсе не было. Есть еще отдельный конкурс «Шорт-Шок», в котором соревнуются короткометражки.

- Как ты оцениваешь работы конкурентов?

- В этой программе царит большая путаница, так как Сергей Землянухин хочет расширить границы кинопрограммы. Например, фильм моих друзей Паши Лабазова и Андрея Сильвестрова «Волга-Волга» является чисто художественным жестом и с точки зрения кино совершенно непонятен, жюри его вообще никак не оценило. Я не знаю, как можно сравнивать такой жест и традиционные документальные фильмы заслуженных режиссеров?! Задачи у них - совсем разные. Фильм "Девочки" Валерии Гай Германики мне очень нравится, но она уже взяла главный приз на "Кинотавре". Мнение жюри вообще очень субъективно.

- Ты считаешь, что выиграл в первую очередь из-за симпатии жюри?

- Да, и в основном из-за Александра Баширова, председателя жюри. Члены жюри девять часов «ломали копья». Баширов дал премию не "за меня", а против традиции, чтобы раскачать консервативную систему фестиваля. Мой фильм был самой яркой альтернативой традиционному кино. В жюри "Кино без кинопленки" было четыре человека, один из них не приехал. Александр Баширов как председатель имел два голоса – он был за мой фильм, а два других члена жюри отстаивали фильм "Жители забытых островов" Гранта Акопяна – очень традиционное, хорошее документальное кино. Затеяли спор на 9 часов, вспомнили все политические темы, кидали монетки… Баширов убедил коллег принять политическое решение.

- Фильм «Обо мне», который взял Гран-при, в Самаре еще не видели?

- Это внутренний диалог между профессионалами. Мы с Мишей Синевым придумали его в рамках фестиваля «Кинотеатр.DOC» и фестиваля мобильного видео "Mobile.DOC", и в феврале делали в Москве в Центре имени Мейерхольда конференцию о мобильном видео вообще – насколько нам нужна такая форма и что из нее может выйти полезного. Я собрал работ 30-50, чтобы показать, каким вообще может быть мобильное видео. Размышлял о том, как нужно делать такое кино, и параллельно снимал фильм.

В этом фильме мне была важна чисто формальная задача: я пытался использовать в одной картине все варианты съемок на телефон, которые выдерживают хоть какую-то критику. Снимать телефоном игровые сценки, шутки или какие-то декоративные вещи бессмысленно – можно взять камеру, которая к тому же и стоит гораздо дешевле телефона с камерой. Но при помощи мобильного телефона можно зафиксировать информацию, которая не может быть снята никаким другим образом – это сами телефонные разговоры и совершенно случайно снятая информация, на каких-нибудь вечеринках, например. Камера ведь у человека не всегда с собой, ее берут, когда знают, что что-то будет происходить. Такие вещи тоже используются в моем фильме в качестве бэкграундов, но в основном он состоит из разговоров – 40 минут болтовни с моими друзьями.

Я не предполагал, что у этой картины будет зритель – это не очень интересно даже моим друзьям, зато внятно определяет некую форму. Я просто пытался этим фильмом закрыть тему мобильного видео. История там тоже есть: это два дня моей жизни, выхваченные телефоном. Фильм называется «Обо мне», репрезентирует меня – я специально выбрал такие сюжеты, которые бы рассказывали? как я живу, что я делаю, куда езжу, кто мои друзья… Например, мне звонят, я представляюсь, рассказываю, чем занимаюсь…

- Тебе понравился первый опыт участия в кинофестивале?

- Да. Я часто бываю на художественных фестивалях, а так как рынок не развит, то народу там бывает мало, и я всех знаю. А здесь другие люди, расширение круга знакомств.

- Какая атмосфера царит на фестивале? Среди участников одного конкурса есть какая-то конкуренция?

- Нет, никакой. Другое дело, что никакой профессиональной беседы с людьми из кино у меня быть не может. Я ужаснулся: эти люди находятся внутри кино, но совершенно вне культуры! Такое впечатление, что они вообще оторваны от культурного процесса. Теперь я понимаю, почему кино развивается такими медленными шагами. Все остальные искусства уже ушли куда-то в космос, а кино – это архаика, каменный век! Они решают проблемы, которые в других искусствах решены уже десятилетия назад. Неужели не видят этих параллелей?

- Название «Киношок» хоть как-то себя оправдывает?

- Нет, ничего шокирующего там нет. Альтернативные, интересные с точки зрения развития кино фильмы есть только в двух конкурсах – «Кино без кинопленки» и "Шорт-Шок".

- Тебе самому что-нибудь даст эта награда?

- Не знаю… Денег бы лучше дали. На фестивале подходили продюсеры: давай сериалы снимать! Ну, какие сериалы я могу снять? Я художник, я не умею даже работать с актерами!

- Тебя приглашали просто как победителя конкурса?

- Да, продюсерским компаниям все равно, они даже не смотрят кинопрограмму. Просто ищут кого-нибудь, кто бы снял сериалы, потому что новичкам платят меньше, и они инвестируют в проект больше энергии. С сериалов ведь обычно начинают перед полным метром, чтобы взять деньги у министерства кинематографии, потому что должны быть уже снятые картины.

- Не строишь планы дальнейшего участия в кинофестивалях?

- Это, конечно, очень интересно, но у меня сейчас как раз период подъема художественной карьеры. Много всяких предложений, выставок. Хотя я бы с удовольствием снял кино. 4 декабря моя работа "Сумерки" участвует в самой крупной выставке современного искусства "АртБазель-Майамибич" в рамках проекта Modus Russia.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz