Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Оскароносная "Королева"


Королева на кухне. Королева в простеньком старомодном платочке. Королева ведет внедорожник и ломает трансмиссию («Мне лучше знать, я ведь бывший механик», - заявляет она по сотовому телефону). Королева ложится спать, и её муж, принц Филипп (Джеймс Кромвель), говорит ей: "Подвинься, капуста". Королева задумчиво смотрит телевизор, не решаясь переключить.

По телевизору показывают новости. Только что погибла принцесса, бывшая принцесса, Диана. С этого начинает крутится веретено, на которое наматываются бытовые подробности, мелочи, которые мы больше нигде не увидим, но поверим, что всё так и было. Для придания правдоподобности происходящему жизнь королевской семьи, в фильме хронологически очерченная всего лишь неделей (не считая некоторых отступлений), перемежается хроникальными кадрами мая 1997 года, когда, узнав о смерти Дианы, скорбит вся нация, весь мир. Кроме самой Елизаветы и большинства членов королевской семьи, уединившихся в пригородном поместье, в замке Балморал.

Легче всего было бы сделать из всей этой истории сатирический памфлет, смехопанораму, которая вполне могла даже стать смешной, учитывая особенности традиционного английского юмора. Однако режиссер Стивен Фрирз идёт по более сложному пути, изредка зубоскаля, но не перегибая палку, и даже наоборот, с каждой минутой наращивая подтексты, как кольца спиленного дерева.

Ствол – это фраза, вынесенная в эпиграф: «Нелегка ноша того, чья голова увенчана короной». То есть "тяжела шапка Мономаха". Еще тяжелее, когда гарант английской монархии вынужден не только задумываться о каждом своём шаге, но и держать планку главы семьи, которую когда-то фактически обесчестила молодая выскочка и теперь "ухитряется раздражать мёртвой ещё больше, чем живой".

Королева всеми силами пытается не замечать смерти «народной принцессы». Она не даёт королевский самолет принцу Чарлзу, чтобы тот немедленно вылетел во Францию. Она не собирается спускать флаг над Букингемским дворцом: ведь такого прецедента не было за все годы её правления. Она будто насильно для себя старается сделать из национальной трагедии "деликатный случай, который создаёт одни проблемы". Проблемы растут вместе с недовольством её подданных. Как мощный символ роста масштаба трагедии - кадры, транслирующиеся по телевизору: из одного букетика у ворот вырастает огромное море цветов, которое даже мешает королеве въехать в замок с парадных ворот.

Тут еще и вся семья, на которой Фрирз оторвался по полной. От принца Чарлза, тряпки, а не мужчины, который мечется между строптивостью Елизаветы и долгом, до королевы-матери, сварливо причитающей из-за того, что народ требует погребения Дианы на самом высоком уровне. «Самый высокий» - это написанный специально для главы семьи, и она воспринимает это как попытку подорвать свой авторитет.

Дальше – хуже. На этом фоне растёт популярность премьер-министра Блэра, которого Елизавета в самом начале фильма, еще до гибели Дианы, «благословляет» на высокий пост. Но Блэр не даёт себе заиграться и понимает, что случись падение монархии – и всё будет ещё хуже, чем сейчас. Тогда он с дрожью в коленках начинает вести переговоры с королевой, чтобы та выполнила просьбу народа и сделала бы хоть что-нибудь, а не пряталась в Балморале.

Дальше - глубже. Получается, что одна хрупкая блондинка, столь ненавидимая Елизаветой II, за считанные дни меняет представление современных людей о мировом порядке. Происходит смещение ценностей, мир становится иным за одну неделю. Чтобы этого не произошло, королева должна сделать непростой выбор: или пойти на компромисс перед своим народом, или остаться волевым, истинным, твёрдым монархом.

Дальше – серьезнее. Похоже, самая важная установка вскрывается перед финальными титрами, когда спустя два месяца после трагедии самодовольный Блэр приходит в резиденцию Елизаветы, чтобы решить кое-какие государственные дела. Она предстает перед ним как настоящая королева: снова надменная, величавая и преисполненная чувством собственного достоинства - человек, переживший самую неприятную ситуацию. А вот премьер-министр, купающийся в своей успешной карьере, кажется рядом с ней паяцем. «Такое случится и с Вами, Блэр», - спокойно говорит Елизавета. Она-то вернула себе любовь миллионов, а чтождет главу английского правительства, хорошо знает зритель.

Особенно это известно самим англичанам. Да и сам фильм предназначен в первую очередь тому, кто разбирается в реалиях современной Британии – слишком много там подробностей для посвященных.

Что же касается самой Хелен Миррен, получившей «Оскар» за роль Елизаветы, её персонаж сложный, требующий хорошего владения исполнительским искусством. Но есть мнение, что сыграть королеву, которая плачет, видя совершенство не в регалиях, а в стати прекрасного свободного оленя, которого вот-вот убьют (и это ключевой эпизод), не представляется сложным… Нам, далеким от английских норм поведения при оленях, кажется, что есть и более достойные способы выражения актерского мастерства.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz