Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Умер знаменитый кинорежиссер Роберт Олтман


21 ноября 2006 года по московскому времени после долгой болезни остановилось сердце одного из известнейших кинорежиссеров мира, принадлежавшего к когорте так называемых «шестидесятников»: людей, которые на рубеже шестидесятых-семидесятых годов XX века изменили представление о киноиндустрии. Среди них были такие мастера, как Фрэнсис Форд Копполла, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Алан Паркер, Мартин Скорсезе. По окончании вьетнамской кампании США эти молодые дарования, сразу прозванные старшим поколением "наглецами" и "самоучками", использовали весь свой незамутненный классическим кинематографом талант, начав снимать фильмы без оглядки на тогдашних голливудских титанов. Их почерк сразу можно было отличить, благодаря искрометному, порой абсурдному (иногда только им понятному) юмору, низким бюджетам и уникальному взгляду, независимому ни от крупных студий, ни от вложенных средств, ни от продюсеров.

Роберт Олтман стал одним из тех, кто на протяжении всей своей карьеры не растерял этого своего дара: снимать смешное кино, но одновременно затрагивать в нем серьезные проблемы. Из всей когорты «шестидесятников» он, пожалуй, оказался единственным, кто мог снимать "большое", масштабное кино, не впадая в эпические категории.

Роберт Бернард Олтман родился 20 февраля 1925 года в Техасе. Свою кинокарьеру он начал довольно рано, сначала на вторых ролях в качестве сценариста, помощника режиссера, а в 1947 году даже исполнив эпизод («Секретная жизнь Уолтера Мити» / "The Secret Life of Walter Mitty", где он даже не был заявлен в титрах).

Первой его самостоятельной режиссерской работой стал фильм «Современный футбол» ("Modern Football", 1951), после чего он около двух десятков лет работал на телевидении, до тех пор пока в 1970 году не снял свой первый, а, по признанию многих поклонников, и главный шедевр "Военно-полевой госпиталь МЭШ" ("MASH"). Эта комедийная драма о злоключениях военного госпиталя во время войны в Корее открыла миру не только уникальное чувство юмора Олтмана, но и редкостный талант, который в последующие годы стал его "визитной карточкой" - собирать в своих фильмах уникальные актерские ансамбли, поражающие как своей необычностью, так и звездным статусом артистов.

Так, в «МЭШ» впервые в полной мере проявили себя такие актеры, впоследствии ставшие настоящими знаменитостями, как Дональд Сазерленд, Роберт Дювал, Майкл Мерфи и другие.

Впоследствии, на основе этого награжденного множеством наград фильме был снят телесериал – мало имеющий общего с картиной Олтмана - «M*A*S*H», выдержавший около 10 сезонов (с 1972 по 1983 годы), который несколько раз шел и на российских телеэкранах.

Если взять любой фильм Роберта Олтмана, то действительно список занятых в нем актеров будет поражать воображение. Еще сильнее удивляться заставляло его умение в каждой картине удивительно полно раскрывать тот или иной профессиональный мир, показывая закулисье без прикрас, с большой долей издевки и иронии. Он мог наизнанку вывернуть и выставить напоказ мир высокой моды («Прет-а-порте» / "Pret-a-Porter"), американский бомонд ("Вдребезги" / "Short Cuts"), голливудские интриги ("Игрок" / "The Player"), показать все стороны женского коварства ("Доктор Т и его женщины" / "Dr. T and the Women") или снять скрупулезный, но безумно смешной детектив ("Госфорд Парк" / "Gosford Park").

Последним его фильмом, стал «Компаньоны» ("A Prairie Home Companion"), в 2006 году вышедшим на мировые, включая российские, экраны, повествующий об одном из самых старых радиошоу в Америке.

О его своеобразном чувстве юмора говорит сюжет фильма, стоявший в его планах на следующий год. Это должна бы быть полнометражная картина с Билли Бобом Торнтоном и Хиллари Суонк в главных ролях о необычном состязании, произошедшем в середине 90-х годов прошлого столетия в Техасе. Правила поражали своей абсурдностью: необходимо было простоять у автомобиля «Нисан», положив на него руку. Тот, кто простоял бы дольше всех, должен был получить машину в подарок. Вряд ли кто из современных режиссеров мог бы взяться за такой сюжет, кроме Роберта Олтмана, и нет никаких сомнений, что он бы снял действительно искрометный фильм.

Ленты Олтмана «Военно-полевой госпиталь МЭШ» и "Нэшвилл" вошли в "Золотой фонд американской киноклассики" при Библиотеке Конгресса США. Всего в его копилке около 64 наград и номинаций различных фестивалей и конкурсов мира, включая "Пальмовую ветвь" в Каннах ("МЭШ": лучший фильм’ 1970; "Игрок": лучший режиссер’ 1992), "Золотой глобус" ("Госфорд Парк": лучший режиссер художественного фильма’ 2001). Однако, главную, "Оскар" он получил только в этом году: почетный "Оскар" "за вклад в киноискусство".

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz